о смысле жизни человека и смысле существования того, что его окружает

"Но познание простых и вечных истин отличает нас от простых животных и доставляет нам обладание разумом и науками, возвышая нас до познания нас самих в Боге" (Лейбниц Г.В.)
О понятии "смысл"
Главная О понятии "смысл"
О понятии "смысл"

СМЫСЛ - ЧТО ЭТО?

Прежде чем говорить о смысле чего-либо, в том числе о смысле жизни человека, необходимо однозначно определить само понятие - «смысл». Обычно, пытаясь объяснить понятие «смысл», делят его на две, будто бы противоречащих друг другу части.

Первый вариант формулировки: смысл объекта – это его значение, в т.ч. в каком-то контексте. Не ясно, кто может придавать значение объекту и в каком контексте? Обычно, подразумевается, что смысл объекта – это его значение для человека в контексте, осознаваемом человеком. Если понятие «человек» заменить понятием «субъект»,  получим: смысл объекта – в его значении для субъекта.

Второй вариант типичного определения понятия «смысл»: смысл объекта или процесса заключен в его цели. Но кто формирует цель?  Обычно, считается, что человек. Если заменить слово «человек» на «субъект», получим: смысл объекта или процесса – в его цели, определяемой неким субъектом. Человек всегда выделяет себя из многообразия окружающих объектов Вселенной. Ведь мы считаем себя обладающими таинственным свойством – «сознанием». А объекты, обладающие сознанием, принято называть "субъектом". Но ведь осознаем мы далеко не все и далеко не всегда. Смысл с точки зрения человека обычно делится еще на две части - А и Б.

Часть А. Смысл, сознательно придаваемый человеком (людьми) объекту или процессу - осознаваемый смысл. Этот смысл можно условно называть «субъективным смыслом» для конкретного человека (людей). 

Часть Б. Смысл, хотя и неосознаваемый, но для человека (людей) все-таки реально существующий - неосознаваемый смысл. В этом случае человек (люди) выступает как обычный объект (объекты), следовательно, неосознаваемый смысл можно условно называть «объективным смыслом» для конкретного человека (людей).

Есть два пути в определении понятия «смысл». Первый - сузить «смысл» до субъективного (осознаваемого) смысла человека и для человека. Тогда придется изучать огромное количество отдельных, постоянно меняющихся смыслов каждого отдельного человека, и только потом искать в них что-то общее. По этому пути пытается идти психология – от восприятий и сознания конкретного человека к закономерностям восприятия и сознания групп людей.

В качестве иллюстрации используем цитаты известных психологов из очень подробного исследования Дмитрия Алексеевича Леонтьева «Психология смысла» (М., 2003).

Эдмунд Гуссерль: «Именно наше бытие и жизнь нашего сознания придают миру смысл, именно в жизни сознания «впервые получает свой смысл и свою бытийную значимость весь мир и я сам как объект, как сущий в мире человек».

Карл Ясперс считал, что смысл не входит в сущность психических феноменов, а «вкладывается в них индивидом, обуславливается его осознанными намерениями, реализуется им самим».

Более перспективным для философского исследования понятия «смысл» является второй путь, – признать отдельные субъективные (осознаваемые) смыслы каждого человека неотъемлемой и необходимой частью общего смысла. В этом заключается задача другой науки - онтологии, фундамента любой философии.

В настоящее время в психологии существует, как минимум, два направления, которые пытаются объединить оба пути, это - Экзистенциальная психология и Онтопсихология. Первая опирается на отдельные человеческие личности. Вторая – на всеобщие принципы бытия.

В подтверждение приведем еще несколько цитат из той же работы.

Карл Юнг: «Психологию отдельного человека никогда нельзя исчерпывающе объяснить из него самого… Она не есть лишь нечто физиологическое, биологическое или личное, но и некая проблема истории того времени».

Альфред Адлер: "Признак всех истинных смыслов жизни - это то, что они являются общими, т.е. такими смыслами, которые другие могут разделять и принимать для себя… Смысл возможен лишь в коммуникации: слово, которое означает что-то лишь для одного человека, было бы лишено смысла. То же относится к нашим целям и действиям; их единственный смысл - смысл для других".

Джеймс Бьюдженталь: «Мы конструируем смыслы событий, исходя из того, кем мы являемся и чем являются объекты, включенные в это событие».

А вот мнение Виктора Франкла, выраженное в его работе «Человек в поисках смысла»: «Экзистенциализм пытается преодолеть разрыв  между  субъектом  и объектом. Более того, он делает вид, что уже преодолел  его…. По нашему мнению, проект мира в действительности является не субъективным проектом  субъективного  мира,  а  фрагментом,  хоть  и   субъективным,   но фрагментом объективного мира. Другими словами, мир-это существенно  большее, чем простое проявление моего бытия».

 

смысл как паутина связей

СВЯЗЬ И СМЫСЛ.

 В пяти, перечисленных ранее вариантах использования понятия «смысл», было применено туманное выражение «с точки зрения». Но у большинства объектов и процессов нет никакого зрения, да и у человека точка зрения далеко не всегда связана с глазами. Неясность исчезает, если применить такое универсальное понятие как «связь».

Связь это и воздействие одного объекта, субъекта или процесса на другой объект, субъект или процесс - активная связь, и, наоборот, восприятие такого воздействия - пассивная связь. Связь может быть как осознанной, так и неосознанной. Соответственно, и точка зрения может быть пассивной или активной, осознанной или неосознанной.

Если вместо сочетания «с точки зрения» использовать сочетание «относительно связей», исчезает не только неопределенность выражения, но и пропадает принципиальная разница между субъектами и объектами. Для связи безразлично, кого связывать – объект с субъектом, два объекта или два субъекта. Меняются свойства связи, но не ее сущность, которая всегда остается одна и та же – связывание.

Например, человек, наблюдающий (воспринимающий) какой-либо объект (процесс), находится с ним в пассивной связи. В этом случае, человек сам является пассивным объектом и никакого особого субъективного смысла наблюдаемому объекту не придает.

Восприятие, не использующее сознание, есть пассивная неосознаваемая связь. Если же человек, воспринимая, использует свое сознание, такая связь становится осознаваемой. Теперь человек одновременно и пассивный объект, и пассивный субъект, придающий наблюдаемому объекту субъективный смысл.

Когда человек воздействуют на объект (процесс), он вступает с ним в активную связь, а значит, придает ему новый объективный смысл. Человек становится активным объектом. В тех случаях, когда человек делает это осознанно, то возникают дополнительные связи, а значит, дополнительный - осознаваемый или субъективный смысл объекта (процесса). Человек здесь уже одновременно – и активный объект, и активный субъект.

Если считать, что любое осознание – будь то осознание восприятия объекта или осознание воздействия на объект – всегда является активным действием, то любая осознанная человеком связь частично всегда может считаться активной.

Иначе говоря, вступая в осознаваемую связь (осознанно взаимодействуя) с любыми объектами или процессами, человек всегда образует с ними новые связи, а значит, придает им какой-то новый смысл. Причем новый смысл у объекта возникает независимо от того, кто на кого воздействует на физическом уровне – объект на человека или человек на объект.

Между объектом (процессом) и человеком может вообще не существовать физической связи в трехмерном пространстве, но, осознавая объект (процесс), человек создает с ним новую связь в пространстве других измерений, и соответственно, меняет его смысл.

Чем же отличаются связи, устанавливаемые человеком, от связей, возникающих между любыми другими объектами и процессами? Получается, только тем, что часть связей человека являются для него осознаваемыми. Достаточно ли такого неопределенного критерия, чтобы считать их принципиально различными? Обладаем ли мы четким определением сознания? Понимаем ли мы природу сознания? Можно ли из утверждения «человек обладает сознанием» вывести утверждение «кроме человека никакие объекты не обладают сознанием»? Полный смысл любого объекта или процесса может заключаться в совокупности всех связей (активных и пассивных, осознаваемых и неосознаваемых) с самим собой, со всеми людьми, со всеми объектами и со всеми процессами.

Если мы каким-то образом ограничим или выделим рассматриваемые связи объекта или процесса, мы тут же ограничим его смысл. Это будет уже не полный, а частный или относительный смысл. Смысл относительно выделенных частных связей. Полный же смысл включает в себя все частные связи.

Смысл, осознанно придаваемый объекту конкретным человеком, всегда будет лишь частью общего смысла этого объекта. Размышляя над объектом, человек образует с ним новые связи, тем самым, придавая объекту новый смысл, а точнее добавляя что-то новое к его полному смыслу.

Человек может не осознавать всех связей объекта, но это не значит, что их не существует. Иначе говоря, человек может не осознавать полного смысла объекта, но это не значит, что этого смысла не существует.

смысл = связь

Иммануил Кант: «Необходимость существования никогда нельзя познать из понятий: она всегда познается только из связи с тем, что воспринимается, по общим законам опыта» («Критика чистого разума»).

Владимир Соловьев: «Понять смысл какой-нибудь реальности, какого-нибудь факта, ведь и значит только понять его в его взаимоотношении со всем, в его всеединстве… Внутренняя связь всего (всеединство) есть истина» («Критика отвлеченных начал»).

Ирвин Ялом: «Смысл обозначает ощущение значения, целостности, связности, некоего порядка… Поиски смысла подразумевают поиски связи» («Экзистенциальная психотерапия»).


ПОЛНЫЙ СМЫСЛ ОБЪЕКТА И ПРОЦЕССА.

Частичный смысл всегда чем-то отличается от полного смысла. Чтобы давать определение частичному смыслу объекта или процесса, необходимо как-то ограничить рассматриваемые связи этого объекта или процесса. Каждому частному смыслу соответствует какое-либо сечение полного смысла. Полный смысл есть сумма всех своих сечений, есть совокупность всех частных смыслов.

Любой объект всегда обладает связями отличными от связей других объектов, иначе это были бы не разные объекты, а один объект. То есть никакой отдельный объект (субъект) по определению не может иметь информацию обо всех связях другого объекта (субъекта). Поэтому любому объекту (субъекту) доступна только частичная сущность и  частичный смысл любого другого объекта (субъекта). А значит, и любому человеку может быть доступен только   частичный смысл любого другого объекта или процесса.

И только Объект (Субъект), объединяющий абсолютно все связи всех объектов и всех процессов может обладать информацией о полном смысле каждого объекта и каждого процесса.

Полный смысл по определению доступен только абсолютному Объекту-Субъекту, включающему в себя все прочие объекты, субъекты и процессы, все связи, все причины и все следствия. Какое бы имя не давали Ему люди - Бог, Абсолют, Мировой Разум, Дао ... - любое будет неполно и неопределимо.

Использование понятия «связи» приводит к тому, что понятия «субъективный смысл» и «объективный смысл» теряют свою необходимость. Ведь теоретически в любой причинно-следственной связи взаимодействующие объекты могут одновременно являться субъектами, и наоборот, субъекты могут быть объектами. Критерий обладания способностью осознавать не является строгим, поскольку именно человек сам его сформулировал и сам себе присвоил. С точки зрения связей смысл каждого объекта (субъекта) может быть или полным или частичным (относительным). Полнота или относительность смысла любого объекта или процесса будет зависеть только от количества связей, принимаемых в расчет тем, кто об этом смысле что-то говорит, что-то мыслит или что-то осознает.

Более подробное исследование понятия "смысл" можно посмотреть на "О понятии "смысл" (подробно)"А мы пока перейдем к разделу  "О понятии "смысл существования объектов" 

Обратная связь


ГЛАВНАЯ "СМЫСЛЫ.RU"
 
ОБЩЕЕ О СМЫСЛАХ
О сайте "СМЫСЛЫ.RU"
О понятии "смысл"
Типы смыслов
Зачем искать смысл?
Где и как искать смысл?
"ФОРМУЛА СМЫСЛА"
 
ЧАСТНОЕ О СМЫСЛАХ
ВСЕЛЕННАЯ. Смысл существования объектов Вселенной
ЖИЗНЬ. Смысл жизни человека
СЧАСТЬЕ. Смысл счастья
СТРАДАНИЕ. Смысл страдания
ПОЗНАНИЕ. Смысл познания
ЛЮБОВЬ. Смысл любви
ТВОРЧЕСТВО. Смысл реализации и совершенствования
СВОБОДА. Смысл свободы
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Обратная связь. Вопросы и ответы.
Обратная связь. Мнения, предложения по содержанию и форме сайта (цитаты, ссылки, разделы и т.д.)
Электронные библиотеки, где можно найти цитируемые книги.
Персональная консультация
Ссылки по теме сайта СМЫСЛЫ.RU
Другие произведения авторов сайта
Скачать книгу
Карта сайта

СМЫСЛЫ.RUE-mail:smysly@mail.ru

При использовании материалов сайта ссылка на СМЫСЛЫ.RU обязательна