о смысле жизни человека и смысле существования того, что его окружает

"Но познание простых и вечных истин отличает нас от простых животных и доставляет нам обладание разумом и науками, возвышая нас до познания нас самих в Боге" (Лейбниц Г.В.)
Зачем искать смысл?
Главная Зачем искать смысл?
Зачем искать смысл?

Заданный вопрос принципиален! Один из самых распространенных ответов на вопросы о смысле жизни - Поиски смысла жизни бесполезны и бессмысленны! Не обнажив всю абсурдность такого утверждения, мы не сможем двигаться дальше.

После ознакомления с разделами "О понятии "смысл" и "Типы смыслов" найдем ответ на общий вопрос - Зачем искать смысл вообще? Для этого выясним, что означает искать смысл. Затем попытаемся ответить на вопрос - Можно ли отказаться от поиска смысла? И, наконец, выясним насколько реален изучаемый нами смысл.

.

ЧТО ЗНАЧИТ – ИСКАТЬ СМЫСЛ?

В разделе "О понятии "смысл" мы ввели определение полного смысла существования любого объекта или процесса, как совокупности всех его возникающих, изменяющихся и уничтожающихся причинно-следственных связей с самими собой, с другими объектами и процессами.

Связи определяют как обособленность существования этого объекта от других объектов и процессов, так и его общность с этими же объектами и процессами.

Из такого определения следует, что изучение смысла объекта заключается в изучении его причинно-следственных связей. И чем больше связей объекта будет познано, тем ближе мы окажемся к познанию полного смысла этого объекта. Любое ограничение в выборе познаваемых связей – по типу связей или типу объектов - ведет к ограничению познаваемого смысла.

Изучая только материальные и формальные связи, игнорируя связи действующие и целевые, можно познать только половину смысла любого объекта. Изучая связи на двух-трех уровнях, можно познать только небольшую часть смысла этих уровней. Изучая только осознаваемые связи, можно познать только осознаваемую часть смысла. Изучая связи, касающиеся одной части объекта, можно познать лишь соответствующую часть его смысла. Изучая связи с ограниченной группой объектов, можно познать смысл, связанный только с этими объектами.

Если смысл определяется причинно-следственными связями, то познавать смысл - означает познавать причины и следствия из причин, означает познавать все взаимодействия и отношения объекта или процесса, смысл которого познается.

  отказаться от смысла

 

МОЖНО ЛИ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПОЗНАНИЯ СМЫСЛА?

Любая, сколько-нибудь важная сфера жизни человека связана с решением вопроса о смысле. Не решив для себя, - в чем заключается смысл любого действия, - я не смогу сделать осознанный или осмысленный выбор: ни в своем ежедневном поведении, ни в работе, ни в отношениях с людьми – близкими и незнакомыми. Нельзя сделать выбор, не понимая смысла самого выбора, не осознавая смысла его последствий. Не зная смысла, мы не можем ставить себе цели, не можем осознанно к ним стремиться.

Делая выбор, принимая решение, совершая поступок, человек всегда будет упираться в «проклятый» вопрос – А зачем? Зачем делать выбор, принимать решение и совершать поступок? Зачем страдать и исполнять долг перед людьми? Зачем соблюдать принципы морали и слушать совесть? Зачем учиться и работать? Зачем создавать семью, рожать и воспитывать детей? Зачем познавать мир и радоваться его красоте? Зачем быть добрым и честным?

Но и это еще не все. Человека волнует не только собственная жизнь. Мы хотим точно знать, - по каким принципам живут другие люди? Для чего они объединяются в семьи и государства? Зачем вся эволюция человечества? Ради чего столько страданий? Любая проблема в истории, в политике, в экономике рано или поздно упирается в главные вопросы: - Зачем это необходимо? Почему именно так?

Любая задача в науке, касающейся Вселенной, Земли либо человека всегда возвращается к необходимости решения главных проблем, – Почему именно так, а не иначе? Как все это связано друг  другом? Почему происходящее необходимо и возможно?
Поиски веры в Бога или в Высшие силы, рано или поздно приводят к «запретным» вопросам, - А почему Бог поступает именно так? Зачем это Ему? И как связана наша повседневная жизнь, наши научные взгляды, наша свободная воля с Его волей?

Наступает момент, когда даже искренне верующего не устраивают универсальные ответы – «на все воля Божья» или «пути Господни неисповедимы». Даже если это так, то для чего тогда Он дал нам желание и свободу воли к познанию? Ведь сказал Иисус Христос: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Евангелие от Матфея, 7:7-8).

Все причины, заставляющие нас познавать смысл, можно свести к двум: отрицательной и положительной.

Положительная причина познания смысла – желание, стремление получить максимальное удовлетворение: физическое, эмоциональное, интеллектуальное, духовное.

Зигмунд Фрейд в своей работе «По ту сторону принципа удовольствия» называл это желание - господствующим принципом регуляции психической деятельности, в основе которого лежит изначально присущее человеческому организму бессознательное стремление к получению удовольствия  и удовлетворения либо непосредственно, либо путем избегания неудовольствия.

Отрицательная причина познания смысла - желание, стремление избежать любых страданий: физических, эмоциональных, интеллектуальных, духовных. В первую очередь – страданий, связанных со смертью.

Как точно сформулировал Артур Шопенгауэр: «Наиболее сильный импульс философскому размышлению и метафизическому постижению вселенной придает нам сознание предстоящей смерти и видение страданий и несчастий жизни. Если бы наша жизнь не имела конца и не была исполнена страданий, то, быть может, никому бы и в голову не пришло спросить, по какой причине существует мир и почему он именно таков, каков он есть…» («Мир как воля и представление» т.2. гл.17).

Природа словно нарочно устроила все таким образом, чтобы только бесконечный процесс познания давал нам возможность одновременно удовлетворять оба эти желания – и положительное и отрицательное. Правда Природа вовсе не заставляет нас, она всегда дает нам право выбора. А вот отказаться от этого права Она нам почему-то не позволяет.

Попробуем перечислить некоторые причины, заставляющие нас стремиться к познанию мира и своего места в нем – к познанию смысла вообще и смысла жизни в частности.

полет и смысл

 

Положительные причины познания смысла.

a) Ощущение своей связи со всем миром.

б) Ощущение всеобщей гармонии, всеобщего смысла, всеобщей цели и всеобщей причины.

в) Осознание возможности бесконечного познания.

г) Примеры людей, достигших более высокого уровня знания смысла жизни. 

д) Понимание того, что большее осознание смысла происходящего вокруг дает больше свободы, больше власти над собой, над людьми, над обстоятельствами жизни.

е) Стремление к самоуважению и самоутверждению через понимание смысла.

 

Отрицательные причины познания смысла.

Отрицательных причин к познанию смысла гораздо больше, чем положительных. Во-первых, любая положительная причина познания, стоит ее не удовлетворить, тут же превращается в причину отрицательную – вызывает страдание. Во-вторых, вокруг нас множество самостоятельных отрицательных причин. Все, что заставляет нас страдать, все вынуждает нас искать ответ на вопросы – Зачем? Почему именно так, а не иначе?

Вот лишь небольшая часть случаев страдания.

а) Голод, неблагоприятные условия окружающей среды.

б) Болезни и травмы.

в)  Возможность смерти в любой момент по независящим от нас причинам.

г) Агрессия со стороны людей.

д) Несовпадение собственных желаний с желаниями других людей, с обстоятельствами жизни.

е) Недостаток любви и уважения окружающих людей.

ж) Чувство собственной нереализованности как личности, как необходимой части общества и Природы.

з) Ощущение собственной не развитости.

и) Ощущение сострадания к другим людям или живым объектам.

к) Муки совести, стыд, чувство не выполненного долга.

л) Ощущение бесцельности своего существования и своих действий, бессмысленности своего совершенства, своей любви.

м) Необходимость выбора и необходимость ответственности за него.

н) Невозможность контролировать и предсказывать ход событий.

о) Постоянные сомнения во всем – в себе, в своих знаниях, в других людях, в других объектах и т.п.

реальность смысла

 

РЕАЛЬНОСТЬ СМЫСЛА.

Неудачи в поисках смысла заставляют нас периодически сомневаться в его реальном существовании. Может быть, никакого смысла в действительности нет, и мы напрасно тратим силы на его поиски? Не решив вопрос о реальности или действительном существовании смысла, очень трудно его искать. Прежде чем определить реальность смысла объекта, необходимо определить – реален ли сам объект. Для начала разберемся с понятием «реальность».

Ранее, в разделе "О понятии "смысл" мы ввели понятие сущности объекта как совокупности внешних и внутренних причин, определяющих необходимость и возможность его действительного целостного существования обособленно от других объектов и процессов.

Реальным можно назвать любой объект, который действительно существует:

А) как целое,
Б) как целое, обособленное от других целых,
В) как целое, связанное с другими целыми.

Причем все три признака реального объекта присутствуют в нем одновременно. Нельзя быть целостным объектом и не быть обособленным от других целостных объектов. Нельзя быть целостным объектом, не связанным с другими объектами.

Существовать действительно для объекта означает необходимо действовать, точнее, взаимодействовать с самим собой и с другими объектами. Действовать – значит изменять. В результате любого действия во взаимодействующих объектах должно происходить какое-то изменение. Если изменений нет, нет и действия. Нет следствия – нет и причины. Если же действие не необходимое, а только возможное, то такое существование можно назвать возможным.

Если целостный обособленный объект действует на другой объект, или подвергается действию со стороны другого объекта, или действует сам на себя, можно с уверенностью сказать, что такой объект действительно существует или объект реален. Если же у объекта не наблюдается ни одного взаимодействия, говорить о его действительном существовании или о его реальности невозможно. Следовательно, для того, чтобы считать объект реально существующим, достаточно обнаружить действующие причинно-следственные связи этого объекта с другими объектами и с самим собой.

Любая действительная связь – это всегда взаимодействие. Действительная связь между объектами может быть двух типов. Первый: непосредственное взаимодействие двух объектов, один из которых является причиной, другой – следствием. Второй: взаимодействие объектов через другие объекты, являющиеся их общей причиной или их общим следствием. 

Любое действие подразумевает действующую силу. Есть сила – есть действие, есть изменение, есть следствие, есть связь. Нет силы – нет ничего. Именно силы, действующие на объект, а также силы, с которыми он сам действует, определяют реальность этого объекта.

Для каждого объекта его реальность заключена в совокупности действующих причинно-следственных связей, в которых этот объект участвует. С точки зрения объекта (здесь его можно назвать субъектом), такую реальность можно условно назвать «субъективной». Но существует множество других действующих причинно-следственных связей, в которых наш объект-субъект не участвует. Такую реальность других объектов можно условно назвать «объективной».

Субъективная реальность каждого отдельного объекта-субъекта является частью реальности объективной и отличается от нее только степенью полноты. Если количество действующих связей, в которых участвует объект-субъект, увеличивается, его субъективная реальность расширяется и включает в себя еще большую часть реальности объективной.

Объективная реальность также может отличаться степенью полноты, в зависимости от числа объектов, в ней участвующих. Чем большее число объектов и их связей принимается к рассмотрению, тем полнее соответствующая объективная реальность.

Полная объективная реальность состоит из совокупности всех субъективных реальностей всех объектов.

Смысл объединяет все связи, а не только действующие. Если связь может действовать (производить изменения), но не действует, такая связь является возможной. Поэтому необходимо различать действительный смысл объекта, как совокупность его действующих связей, и возможный смысл объекта, как совокупность его возможных связей.

Действительный смысл объекта существует в реальности, возможный смысл существует в возможности.

Реально существующий объект по определению обладает реальным или действительным смыслом, но он может обладать и возможным смыслом. Возможный объект, не имеющий действительных связей, но могущий их иметь, обладает только  возможным смыслом.

Более подробное изучение действующего и возможного смысла требует детального онтологического анализа таких понятий как сила, энергия, материя и информация. Но это тема отдельного исследования.

Следующий шаг - раздел "Зачем человеку искать смысл жизни?" .

Рекомендуем также ознакомиться с цитатами к разделу "Смысл жизни человека" 

Обратная связь


ГЛАВНАЯ "СМЫСЛЫ.RU"
 
ОБЩЕЕ О СМЫСЛАХ
О сайте "СМЫСЛЫ.RU"
О понятии "смысл"
Типы смыслов
Зачем искать смысл?
Где и как искать смысл?
"ФОРМУЛА СМЫСЛА"
 
ЧАСТНОЕ О СМЫСЛАХ
ВСЕЛЕННАЯ. Смысл существования объектов Вселенной
ЖИЗНЬ. Смысл жизни человека
СЧАСТЬЕ. Смысл счастья
СТРАДАНИЕ. Смысл страдания
ПОЗНАНИЕ. Смысл познания
ЛЮБОВЬ. Смысл любви
ТВОРЧЕСТВО. Смысл реализации и совершенствования
СВОБОДА. Смысл свободы
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Обратная связь. Вопросы и ответы.
Обратная связь. Мнения, предложения по содержанию и форме сайта (цитаты, ссылки, разделы и т.д.)
Электронные библиотеки, где можно найти цитируемые книги.
Персональная консультация
Ссылки по теме сайта СМЫСЛЫ.RU
Другие произведения авторов сайта
Скачать книгу
Карта сайта

СМЫСЛЫ.RUE-mail:smysly@mail.ru

При использовании материалов сайта ссылка на СМЫСЛЫ.RU обязательна