о смысле жизни человека и смысле существования того, что его окружает

"Но познание простых и вечных истин отличает нас от простых животных и доставляет нам обладание разумом и науками, возвышая нас до познания нас самих в Боге" (Лейбниц Г.В.)
Типы смыслов
Главная Типы смыслов Типы смыслов жизни человека
Типы смыслов жизни человека

Рекомендуем перечитать цитаты о смысле жизни в "Смысл жизни человека" .

Определения смысла жизни недостаточно для его изучения. Для изучения чего-либо необходима классификация. Чем подробнее и полнее классификация, тем легче изучать предмет. Не разделив смысл жизни на части, не описав их, впоследствии мы каждый раз будем недоумевать - А о каком типе смысле жизни, о какой его части мы говорим?

Человек - это объект, часть Вселенной. Пусть особенная, но все-таки часть. Чтобы описать отличие существования человека от существования других объектов необходимо обнаружить все то, что их объединяет. Поэтому изучение смысла жизни человека мы предварили разделами "О понятии "смысл""О понятии "смысл жизни человека" , "Типы смыслов".

Хорошая классификация в своей области должна обладать универсальностью, каких бы объектов этой области она не касалась. Если можно классифицировать смыслы существования любых объектов, необходимо попытаться применить эти же принципы к главному объекту, который нас интересует, – к человеку.

Используем сформулированные ранее основания для классификации смысла:

- по причинам и следствиям,
- по внешним и внутренним связям,
- по активным и пассивным связям,
- по типам причин,
- по уровням связей,
- по уровням осознания связей,
- по троичному отношению «целое – многое - индивидуальное».

галактика смыслов

 

Классификация смыслов жизни человека по причинам и следствиям.

Все связи человека можно разделить на три типа.Связь следствия – человеческая жизнь есть следствие действия каких-либо объектов (процессов), в том числе и следствие самой себя. Связь причины - человеческая жизнь есть причина для каких-либо объектов (процессов), в том числе для самой себя. Связь нейтральная - человеческая жизнь не является ни следствием, ни причиной для других объектов (процессов). В последнем случае и для человеческой жизни, и для этих объектов (процессов) обязательно существуют какие-то общие причины и общие следствия. Это могут быть общие законы Природы, общие соотношения, общие структуры и формы, общие ритмы и последовательности, общее пространство, общая материя, общий источник, общая энергия, общая цель и т.д. Общие причины и общие следствия могут относиться как ко всем объектам Вселенной, так и к любой их части.

Например, для рождения человека и для рождения бабочки существует общая причина – необходимость эволюции и общее следствие – продолжение эволюции (вида, рода, жизни на Земле). Для структуры элементарных частиц в атомах, составляющих тело человека, для структуры Солнечной системы, для структуры галактики существует общая причина – принцип гармоничного объединения вокруг центра. Для них должны существовать и общие следствия, – все они будут проходить схожие этапы существования, порождать вполне определенные процессы и объекты. Атомы – молекулы – клетки. Солнечная система – планеты – жизнь на планетах. Галактики – туманности - звездные системы.

Человеческая жизнь – это всегда и одновременно или следствие какой-то причины, или сама является причиной чему-то или имеет с чем-то общую причину, или является с чем-то причиной для чего-то.
В частном случае человеческая жизнь является одновременно своей причиной и своим следствием.

В соответствии с такой классификацией смысл жизни человека можно разложить на смысл причин, смысл следствий и смысл причин и следствий самой себя.

 

Классификация смыслов жизни человека по внешним и внутренним связям.

Человек, как любой объект, состоит из частей (других объектов) и является для них целым. Это не только клетки и молекулы его тела, это его эмоции, мысли, чувства, идеи. Одновременно человек, как любой объект, является частью какого-то большего объекта или системы объектов. Это не только семья или общество, это еще сообщества «живых» и «неживых» объектов, с которыми он находится в связи, это поля, силы, информация, это Земля, Солнце, звезды и Вселенная.

Связи с самим собой и со своими частями составляют внутренний смысл жизни человека. Связи человека с остальными объектами, в том числе с объектами, для которых человек является частью, составляет внешний смысл жизни человека.

смыслы внутренние и внешние

 

Классификация смыслов жизни человека по активным и пассивным связям.

Если человек является причиной для каких-то объектов или процессов, действует на них и изменяет, он активно создает и изменяет причинно-следственные связи. Такие связи образуют активный смысл жизни человека.

Если человек является следствием каких-то объектов или процессов, изменяется под их воздействием, он пассивно подчиняется их причинно-следственным связям. Такие связи образуют пассивный смысл жизни человека.

Если человек является одновременно причиной и следствием самого себя, он сам изменяет свои причинно-следственные связи. Такие связи образуют активно-пассивный смысл жизни человека.

Для человека, как для любого объекта, возможно объединение трех оснований классификации смыслов.

Внешний пассивный смысл жизни человека – определяется причинно-следственными связями, направленными на человека, в том числе на его части. Причины таких связей не зависят от человека, человеческая жизнь – следствие внешних причин.

Внешний активный смысл жизни человека – определяется причинно-следственными связями, направленными человеком вне самого себя, на объекты, не являющиеся его частями. Причины таких связей зависят от человека, человеческая жизнь – причина внешних следствий.

Внутренний активно-пассивный смысл жизни человека - определяется причинно-следственными связями, направленными человеком на самого себя, в том числе на объекты, являющиеся его частями. Причины и следствия таких связей зависят от человека, человеческая жизнь – причина и следствие самого себя.

У каждого человека всегда существуют одновременно все три составляющие смысла его жизни. Невозможно провести четкую однозначную границу между частями смысла жизни. Ведь одни и те же объекты могут являться одновременно и частями человека, и частями других объектов. Тогда, в одном случае связь с таким объектом будет принадлежать к внутреннему смыслу жизни, а в другом – внешнему.

Когда человек ест яблоко, он действует и на себя в целом, и на свои клетки, и на яблоко, и на яблоню, являющихся частью сада, частью вида, частью растительного сообщества. Одновременно и яблоко (а значит и растительное сообщество), и его молекулы воздействуют на человека, меняют его связи. В одном простейшем процессе одновременно сосуществуют все три смысла – внутренний, внешний активный и внешний пассивный. Любая классификация временная, условна, ограничена, но необходима.

 

Классификация смыслов жизни человека по типам причин.

Ранее мы привели классификацию связей любого объекта или процесса по четырем типам причин. Вот она.

1) Смысл действующий, определяемый действующими причинами. Отвечает на вопрос, – За счет какой или чьей силы?

2) Смысл материальный, определяемый материальными причинами. Отвечает на вопрос, – Из чего?

3) Смысл формы, определяемый причинами формы. Отвечает на вопрос, – В каком виде?

4) Смысл целевой, определяемый целевыми причинами. Отвечает на вопрос, - Ради чего?

Излюбленный пример философов, иллюстрирующий данную классификацию. На статую, созданную скульптором, действуют четыре типа причин, каждая из которых составляет свою часть смысла. Скульптор - активная причина, кусок мрамора – пассивный материал, модель для скульптора – форма, и, наконец, статуя – как результат достижения поставленной цели. Нет сомнения, что скульптор заранее поставил себе цель – создать именно такую скульптуру, именно такой формы, именно из этого мрамора.

Используем эту классификацию применительно к человеческой жизни. Зададим те же вопросы к факту существования человека. Но перед этим разделим все его связи на две части.

Первая часть (а) включает связи, в которых человеческая жизнь является следствием, - связи, составляющие ее пассивный смысл. Но, как известно, наша жизнь - не только следствие каких-то причин, она сама является причиной для каких-то процессов и объектов. Значит, нам необходимо ответить и на вторую группу вопросов.

Вторая часть (б) состоит из связей, где жизнь человека сама является причиной, эта часть определяет активную составляющую смысла.

Пассивный (внешний или внутренний) смысл.

1-а. Откуда, за счет какой и чьей силы возникла человеческая жизнь? Что дало и дает ей энергию, что послужило для нее толчком? Что явилось и является действующей активной причиной для всех и каждой человеческой жизни?

2-а. Из чего, из какого пассивного материала или субстрата возникла человеческая жизнь? Что явилось и является материальной причиной для всех и каждой человеческой жизни?

3-а. По какому образцу - форме возникла человеческая жизнь? Откуда появилась эта пассивная информация? Почему она именно такова? Что явилось и является причиной формы для всех и каждой человеческой жизни?

4-а. Для чего возникла человеческая жизнь? Ради какого результата? Откуда эта активная информация? Что явилось и является активной целевой причиной для всех и каждой человеческой жизни?

Активный (внешний или внутренний) смысл.

1-б. Для каких внешних или внутренних процессов и объектов человеческая жизнь является активной действующей причиной? Чему она дает свою силу и энергию? Что возникает благодаря человеческой жизни?

2-б. Для каких внешних или внутренних процессов и объектов  человеческая жизнь  является материальной причиной? Для каких объектов она поставляет пассивный материал?

3-б. Для каких внешних или внутренних процессов и объектов  человеческая жизнь является причиной формы? Чему она дает образец? Куда поступает ее пассивная информация?

4-б. Какие внешние или внутренние процессы и объекты являются внутренней целью человеческой жизни? Ради какого результата она необходима сама себе? Куда человек направляет свою активную информацию?

Для наглядности изобразим все составляющие смысла жизни человека на схеме (см. рисунок № 1).

рисунок №1

Левая часть схемы содержит пассивные смыслы (внешние и внутренние), правая часть содержит смыслы активные (внешние и внутренние).

Когда мы задаем вопрос, - В чем смысл человеческой жизни? – его всегда необходимо раскладывать на две составляющих. Первая будет относиться к пассивным, не зависящим от человека смыслам, вторая - к смыслам активным.

1-я часть - Что составляет смысл жизни человека? В чем его необходимость?

2-я часть - Что должно быть для человека смыслом его жизни? Что он должен выбрать?

Но, как видно из схемы, и внешний и внутренний смысл человеческой жизни содержат как активную, так и пассивную составляющие. В результате, мы получаем четыре типа смысла: два пассивных и два активных. Для их поиска необходимо ответить на четыре разных вопроса.

Вопросы о пассивных смыслах.
- Что составляет внутренний смысл жизни человека? В чем его необходимость?
- Что составляет внешний смысл жизни человека? В чем его необходимость?

Вопросы об активных смыслах.
- Что должно быть для человека внутренним смыслом его жизни? Что он должен выбрать?
- Что должно быть для человека внешним смыслом его жизни? Что он должен выбрать?

Те же самые вопросы можно сгруппировать и по другому основанию.
Вопросы о внешних смыслах.
- Что составляет внешний смысл жизни человека? В чем его необходимость?
- Что должно быть для человека внешним смыслом его жизни? Что он должен выбрать?

Вопросы о внутренних смыслах.
- Что составляет внутренний смысл жизни человека? В чем его необходимость?
- Что должно быть для человека внутренним смыслом его жизни? Что он должен выбрать?

Так какой же из четырех вопросов правомерен? Ответ очевиден – все! Каждый вопрос требует своего решения. Ни один человек не может оставить без ответа. Проигнорировав хотя бы один из четырех вопросов, человек всегда останется неудовлетворенным.

Вопросы эти нераздельны. Невозможно полностью разделить внешний и внутренний пассивные смыслы, ведь внутренние связи человека невозможно отделить от связей внешних. Человек – часть мира, его продолжение, звено  в причинно-следственных связях окружающих объектов и процессов. Граница «человек – мир» условна и расплывчата на физическом уровне и, тем более, на уровне чувств, мыслей, идей и т.д.

Активный и пассивный смыслы человеческой жизни также не могут быть отделены друг от друга. Активный смысл состоит из неосознаваемой и осознаваемой части.

Первая определяется необходимыми связями, пока человеком не осознанными. Вторая  - определяется свободным осознанным выбором человека. Но становятся ли связи менее необходимыми в случае их осознания человеком? Является ли свободный выбор человека чуждым окружающей его Вселенной? Может ли внутренняя свобода человек противоречить его внешним связям?
Логичнее предположить, что свобода человека является необходимой частью Вселенной, что активный внутренний смысл человека – часть активного внешнего смысла, что активный и пассивный смыслы человеческой жизни – две дополняющие друг друга составляющие единого смысла.

Имея классификацию смысла по типу причин, нетрудно выяснить разницу между понятиями «смысл жизни» и «цель жизни». У человеческой жизни есть, как минимум, три целевых составляющих ее смысла.

1. Смысл жизни с точки зрения внешних целевых причин -  пассивная цель жизни.

2. Смысл жизни как целевой причины для внешних объектов – активная цель жизни.

3. Смысл жизни как целевой причины самой себя – активно-пассивная цель жизни.

Целевые причины очень важны для смысла, но смысл в целом ими не ограничивается. Если считать все составляющие смысла равноправными, то целевые причины составляют только четверть от целого смысла. Соответственно цель жизни (в трех составляющих) – одна четвертая часть смысла жизни.

смысл людей

 

Классификация смыслов жизни человека по уровням связей.

Человек – это некий объект и, одновременно, некий процесс во Вселенной. Если связи любого объекта или процесса можно классифицировать по различным основаниям, аналогичную операцию можно провести и для связей человека. Оснований для классификации (или общих свойств) связей существует огромное количество, мы же ограничимся только четырьмя основаниями, рассмотренными ранее.

1) По степени общности и частности или по уровням целого.

Как было установлено ранее, у каждого объекта могут быть смыслы разной степени общности и частности или смыслы разного уровня целого. Каждый человек, как любой объект, является одновременно и целым для своих частей, и частью для своих целых – объектов, частью которых он сам является. Чем больше уровней целостности мы примем во внимание, тем большее число смыслов мы обнаружим. Новый уровень общности – новый смысл.

Смысл общности и частности человека имеет столько частей, сколько уровней мы сможем выделить внутри и вне самого человека. Это может быть смысл с точки зрения атомов или молекул, смысл с точки зрения клеток, бактерий или органов его тела. Это может быть смысл с точки зрения семьи или рабочего коллектива, смысл с точки зрения нации или государства, смысл с точки зрения отдельной местности или биосферы Земли. Наконец, это может быть смысл с точки зрения всего человечества, Земли, Солнечной системы, галактики и Вселенной в целом.

На каждом уровне общности и частности причинно-следственные связи разных объектов обладают общими свойствами. Чем выше уровень общности, тем универсальнее свойства связей, тем большее число объектов и процессов ими охватываются, тем проще их описать. На этом простом, интуитивно осознаваемом принципе, основано любое научное познание - чем универсальнее закон, тем он должен быть проще. Соответственно, чем универсальнее смысл, тем проще он должен быть сформулирован.

Смысл человеческой жизни всегда встроен в сложную иерархическую структуру смыслов. Отдельный человеческий смысл нельзя вырвать из структуры, он всегда опирается на более частные смыслы и поддерживает смыслы более общие. Связи человеческой жизни расположены внутри пирамиды связей, чем выше слой такой пирамиды, тем более общие связи там господствуют. Аналогично и смысл жизни отдельного человека всегда находится внутри пирамиды смыслов.

2) По форме связей.

Все религии и философские системы, изучая человека, пытались разделить его на составные части. Не просто на отдельные органы, а на части, обладающие общими свойствами и связями. Оснований для деления человека возможно несколько. Это и отношение к Богу, и временность существования, и степень обладания свободой или рассудком. Каждое такое основание опирается на какой-то теоретический постулат.
Мы не станем обсуждать эти постулаты, а возьмем за основу классификации наши собственные восприятия.

Различные свойства объектов, с которыми связано наше Я, определяют отличия свойств восприятий, возникающих как следствие связей с этими объектами. Каждому типу объектов (и связей с ними) соответствует свой тип восприятий а, значит, своя часть Я.

 

Итак первая группа восприятий нашего Я – физические восприятия. Включает зрение, осязание, обоняние, слух, вкус, чувства голода, физической боли и усталости, ощущение пространственного положения и т.д. Это все восприятия, связанные с «физическим» телом - телом, имеющим форму в трехмерном пространстве. Сюда же входят четыре типа взаимодействия в трехмерном пространстве. Совокупность всех физических связей определяет физический смысл жизни человека.

Вторая группа – восприятия эмоций. Включает эмоциональную радость и печаль, обиду, злость, эмоциональное удовольствие от физической активности, от общения, страх, спокойствие, зависть, жадность к еде и вещам, эмоциональную любовь и т.д. Эмоции кратковременны, быстро переходят в свою противоположность и сильно зависят от восприятий физического тела, хотя сами не имеют формы в трехмерном пространстве. Совокупность эмоциональных связей определяет эмоциональный смысл жизни человека.

Третья группа – восприятия рассудка. Это работа с образами, формами, идеями объектов, воспринимаемыми другими уровнями Я. Рассудок может производить операции с образами физических объектов и эмоций, образами мыслей, чувств или сущностей. Это рассуждения, логические построения, анализ, прогноз, диалог, подбор слов и сценариев действий. Это обработка информации, выраженной знаками или символами. Объекты уровня рассудка реальны и самостоятельны, часто они обладают не только информацией, но и энергией. Взаимодействуя друг с другом, они образуют свое пространство. Совокупность рассудочных или интеллектуальных связей определяет интеллектуальный смысл жизни человека.

Четвертая группа – восприятия высших чувств. Это чувства доброты, справедливости, честности, ответственности. Это чувства дружбы, уважения, совести, ненависти, гордыни, чувство любви к индивидууму как личности (душевная любовь). Это осознание идей в их конкретной форме (душевная интуиция), чувство радости от своих благих поступков, от творчества, от познания и совершенствования. В отличие от эмоций, высшие чувства мало зависят от восприятий физического тела, гораздо более устойчивы и гораздо сильнее влияют на всю нашу жизнь. Именно высшие чувства определяют наш образ жизни, наш характер, наше отношение к людям и миру. Совокупность высших чувственных связей определяет высший чувственный смысл жизни человека.

Пятая группа – восприятия осознания сущности. Это осознание сущности бытия любых объектов в отдельности и в целом. Это осознание идей, принципов и законов, по которым возникают, существуют и гибнут все объекты окружающего мира. Осознание высших принципов существования людей и отношений между ними.  Осознание идей в их абстрактной форме (духовная интуиция). Это осознание причин, целей и смысла объектов. Это осознание всеобщей гармонии, красоты, добра и истины. Это осознание вечности – бесконечности бытия, осознание единства себя и мира, это любовь ко всему миру как единому целому (высшая любовь). Осознание Высшей Разумной Силы (Бога) и Его любви.

Восприятия этой группы самые стабильные и мало меняются в течение жизни, сами при этом имеют на нее решающее влияние. От них зависит наше осознание себя как целостной личности, имеющей определенное место в мире. Они определяют осознание высшего смысла и высшей цели нашей жизни. Совокупность связей уровня осознания сущности определяет смысл жизни человека на уровне осознания сущности.

Другой возможный вариант деления смысла по форме связей таков - Смысл познания, Смысл любви, Смысл совершенствования и реализациии возможностей (творчества), Смысл свободы.  Пока нам трудно уловить связь между такими, на первый взгляд совершенно разными понятиями. Только после подробного анализа в соответствующих разделах мы сможем обнаружить, что все это лишь необходимые части единого и неделимого процесса.

процесс жизни

3) По процессам или этапам процессов.

Жизнь человека – это процесс возникновения, изменения и уничтожения причинно-следственных связей объекта «человек». Любой процесс можно разделить на этапы или другие, более мелкие процессы. Жизнь человека можно разделить по этапам развития его физического, социального или умственного развития. Каждый этап имеет свои связи, а значит, свой смысл. С точки зрения процесса, каждый человеческий поступок, каждая мысль или эмоция имеет свой особый смысл.

Свой особый смысл имеет и отдельные «проекты», реализуемые человеком. Проект – это любая совокупность действий, мыслей, эмоций человека, объединенная по какой-либо причинной связи. Чаще всего объединяющей является общая целевая причина. Чтение книги, конкретная работа, общение с другим человеком, творчество, обучение – все это примеры проектов. Если у связей, входящих в проект, есть общая цель, то весь проект в целом имеет свой собственный смысл.

Проекты слагаются в этапы жизни, этапы – в саму жизнь. У человеческой жизни есть, как минимум, три этапа, и у каждого свой смысл. Смысл рождения, смысл развития и смысл смерти. Такие же смыслы есть и жизненных этапов. Смысл начала, смысл продолжения и смысл прекращения этапа. Чем больше этапов и проектов в жизни отдельного человека, тем больше смыслов с точки зрения процессов можно в этой жизни обнаружить.

Аналогичные смыслы должны быть у любой группы людей. Смысл существования группы людей с точки зрения процесса включает в себя смыслы жизни отдельных людей, составляющих эту группу. Смысл существования человечества с точки зрения процесса включает в себя смыслы жизни всех групп людей, когда-либо существовавших на Земле. И так далее.


4) По области рассматриваемых объектов.

Каждый человек взаимодействует с огромным количеством систем или областей объектов. С каждой системой или областью у человека существуют свои особые связи. Эти связи и определяют смысл человеческой жизни с точки зрения конкретной системы или области объектов.

Связи человека с местностью, на которой он проживает, определяют смысл его жизни с точки зрения всех объектов этой местности. Связи человека с государством, в котором он родился и находится в данный момент, определяют смысл его жизни с точки зрения этого государства в целом и всех людей его населяющих. Связи человека со своей семьей определяют смысл его жизни с точки зрения всех членов этой семьи (как в целом, так и в отдельности). Связи человека с предприятием, на котором он работает, определяют смысл его жизни с точки зрения предприятия и всех его сотрудников.

Чем больше объектов включено в рассмотрение, тем полнее смысл изучаемой человеческой жизни. Ограничение области объектов, связи с которыми принимаются во внимание, не сужает смысл жизни только в том случае, если все смыслы с точки зрения всех областей связываются в целостную систему. Чем больше таких областей выделено и чем подробнее изучены связи каждой области, тем полнее будет наше представление о полном смысле конкретной жизни.

осознание смысла-2

 

Классификация смыслов жизни человека по уровням осознания связей.

Осознание внешней или внутренней связи человеком – процесс сопоставления информации об этой связи с информацией о других внешних или внутренних связях. Процесс осознания связей – процесс активный, и зависит от способностей и возможностей конкретного человека.

Осознаваемый внутренний смысл человеческой жизни составляют все внутренние связи человека, им осознаваемые. Все остальные внутренние связи составляют не осознаваемый внутренний смысл жизни этого человека. Чем больше внутренних связей осознает конкретный человек, тем полнее его осознаваемый внутренний смысл. Чем ближе способности и возможности осознания связей у двух людей, тем ближе их осознаваемые внутренние смыслы.

Осознаваемый внешний смысл человеческой жизни составляют все внешние связи человека, им осознаваемые. Все остальные внешние связи составляют не осознаваемый смысл жизни этого человека. Чем больше внешних связей осознает конкретный человек, тем полнее его осознаваемый внешний смысл. Чем ближе способности и возможности осознания связей у двух людей, тем ближе их осознаваемые внешние смыслы.

Осознавая любую действительную внутреннюю или внешнюю связь, человек изменяет ее, поскольку факт сопоставления связей сам является новой связью. В новой связи осознания человек является активной причиной,  которая изменяет сопоставляемые им связи. Поэтому, осознавая все новые и новые связи, человек не просто осознает ранее не осознанный смысл своей жизни, но активно изменяет его.

Осознавая возможную внутреннюю или внешнюю связь, человек может сделать эту связь действительной, если будет взаимодействовать с нею, если включит в систему своих действующих связей на каком-либо уровне своего восприятия, и тогда она войдет в состав его осознаваемого смысла.

Осознавая действующие связи других объектов, человек может изменять их смысл. Осознавая возможные, но еще не действующие связи других объектов, человек может создавать для этих объектов новый смысл. Осознав смысл травы как пищи для птиц и мышей, человек вывел новый сорт этой травы, пригодный ему в пищу, тем самым, изменив смысл травы. Осознав смысл Солнца как источника энергии, человек создал солнечную батарею и использовал ее для изучения солнечной системы, придав Солнцу новый смысл – познание самого себя.

Жизнь любого человека, существование любого объекта всегда обладает смыслом, не зависимо от того, осознает его человек или нет. Но каждый акт осознания позволяет человеку изменить этот смысл и добавить в него что-то новое. Осознавая связи объекта, человек участвует в его существовании, творит его смысл. Осознавая свою жизнь, человек творит ее, созидает ее смысл.

Осознавать смысл человеческой жизни может не только сам человек, но и другие объекты, в том числе другие люди. Одна и та же связь человека может осознаваться им и не осознаваться другим человеком. Или, наоборот, эту же связь может не осознавать сам человек, но будет осознавать другой. Таким образом, смысл жизни может делиться на осознаваемый и неосознаваемый, не только с точки зрения самого человека, но также относительно других осознающих объектов.

С одной стороны, смысл человеческой жизни неизменен, поскольку иначе она перестала бы существовать и возникать каждый раз в том виде, в каком она существует. С другой стороны, смысл ее постоянно изменяется в соответствии с осознанием человеком окружающих его связей. Неизменность и изменчивость - и то, и другое свойство смысла жизни принадлежат ему одновременно и необходимо дополняют друг друга.

Осознавая связи целого, частью которого он является (семья, группа людей, нация, человечество и т.д.), каждый человек изменяет смысл существования этого целого. Идеи одного человека могут изменить не только его жизнь, но существенно изменить смысл существования целого народа, воспринявшего эти идеи.

Смысл существования человечества существует всегда, но человечество его постоянно корректирует. В одно время больше осознаются связи на уровне осознания сущности и на уровне эмоций, в другое – осознаваемых связей гораздо больше на уровне физическом и интеллектуальном. Степень осознания смысла человечеством или нацией на разных уровнях восприятия определяют степень развития культуры, морали, религии, науки, искусства, техники и т.д. С одной стороны, смысл человечества остается неизменным, поскольку неизменны причины, благодаря которым оно появилось и существует. С другой стороны, смысл человечества постоянно меняется в зависимости от степени осознания людьми своих связей. Постоянство и изменчивость – необходимые составляющие смысла существования человечества.

триединство смысла

 

Классификация смыслов жизни человека по троичному отношению «целое – многое – индивидуальное».

Человека, как и любой объект можно рассматривать с трех точек зрения. С точки зрения связей целого, частью которого является человек. С точки зрения индивидуальных связей этого человека с другими частями целого и с самим целым. С точки зрения общих связей человека, всего множества частей этого целого и самого целого.

Соответственно, в смысле жизни человека можно различать:

смысл жизни целого или Единый смысл системы, к которой принадлежит человек,

- смысл жизни многого или совокупный смысл всех объектов системы, к которой принадлежит человек,

- смысл жизни индивидуального или собственный смысл человека, как объекта, обособленного от других объектов системы.

Если за целое, которому принадлежит конкретный человек принять Солнечную систему, то смысл существования Солнечной системы, как обособленного космического объекта, будет для человека смыслом целого, смысл конкретной жизни этого человека – смыслом индивидуального, а смысл всех объектов Солнечной системы, заключенный во всех отношениях между ними внутри Солнечной системы – смыслом многого.

Если за целое, которому принадлежит конкретный человек принять Всеобщее Целое (Бог-Абсолют), заключающее в Себе все возможное и все существующее, то смысл существования этого Всеобщего Целого, будет для человека смыслом целого, смысл конкретной жизни этого человека – смыслом индивидуального, а смысл всех существующих объектов (Природа), заключенный во всех отношениях между всеми объектами – смыслом многого.

Таким образом, максимально полная троичная классификация смысла состоит из Смысла Бога-Абсолюта, Смысла Природы, Смысла Человека.

Бесполезно пытаться познать смысл человечества и смысл Вселенной, не познавая одновременно смысла каждого отдельного человека, смысла каждого объекта Вселенной. И, наоборот.
Игнорирование троичной структуры любого целого всегда ведет к искажению понимания его связей, а значит, к неверному познанию смысла его существования.

Франк Семен: «Наша эмпирическая жизнь есть обрывок: сама для себя, без связи с неким Целым, она так же мало может иметь смысл, как обрывок страницы, вырванный из книги. Если она может иметь смысл, то только в связи с общей жизнью человечества и всего мира. И мы уже видели, что осмысленная жизнь неизбежно должна быть служением чему-то иному, чем она сама, как замкнутая в себе личная жизнь». («Смысл жизни», ч.4).

Трубецкой Евгений Николаевич: «В идее человек есть подчиненная часть человечества как органического целого. Предназначенный входить в состав этого собирательного существа, он вне общечеловеческого целого не может явить своей идеи, или, иначе говоря, не может осуществить своего индивидуального и вместе с тем вселенского призвания» («Смысл жизни», гл.5).

Франкл Виктор: «Значимость  индивидуальности,  смысл  и  ценность  человеческой личности всегда связаны с сообществом, в  котором  она  существует.  Подобно тому, как даже неповторимость мозаичного элемента представляет ценность  лишь в отношении к целостному мозаичному изображению, неповторимость человеческой личности обнаруживает свой внутренний смысл в той роли, которую она играет в целостном  сообществе. Существование  личности  в полной мере обретает смысл лишь в сообществе. Таким образом, в  этом  смысле ценность человека зависит от  сообщества» («В борьбе за смысл»).

Адлер Альфред: «Понимание цели жизни делает для нас возможным понимание скрытого смысла, лежащего в основе различных разрозненных действий, так как мы начинаем видеть их частями единого целого. И, наоборот, мы лучше проникаем в смысл целого, когда исследуем части, при условии, конечно, что мы видим их в качестве частей этого целого» («Наука жить», гл.1).

система смыслов

 

Итоговая классификация типов смысла жизни человека.

Подведем итоги. Если объеденить все типы смыслов жизни человека, классифицированные по различным основаниям получим минимум пятнадцать оснований для классификации типов смысла человеческой жизни. В действительности их гораздо больше, поскольку любое основание можно комбинировать с одним или несколькими другими основаниями.

мозаика смыслов

Чем же являются эти многочисленные смыслы жизни для конкретного человека? Насколько они самостоятельны, независимы друг от друга? Какова ценность каждого из них? Чтобы ответить на эти вопросы, надо вспомнить, что каждый тип смысла был получен путем выделения какой-то группы связей конкретного человека. То есть самостоятельность отдельного типа смысла всецело определяется самостоятельностью связей, его определяющих. Но существуют ли у человека хотя бы две причинно-следственные связи, абсолютно не связанные друг с другом? Конечно, нет, ведь все их, как минимум, связывает сам человек.

Если все связи человеческой жизни связаны между собой, и их можно систематизировать, то аналогичную систематизацию можно провести и для типов смысла этой жизни. Полнота связей определяется суммой всех связей. Полнота смысла жизни человека определяется суммой всех ее смыслов. Отдельный тип смысла – одно сечение полного смысла. Сумма всех сечений дает полный смысл. Чем больше сечений смысла жизни отдельного человека нами изучено, тем полнее наше знание о его полном смысле жизни. Ограничение познания смысла одним или несколькими сечениями ведет к ограничению знания полного смысла.

Каждому основанию для классификации типов смысла жизни соответствует свой ограниченный набор формулировок этого смысла. Ни в одной такой формулировке смысла жизни невозможно перечислить все возможные связи, все возможные сечения этой жизни. Но в любой формулировке всегда будут отражены какие-либо существующие связи.

Отсюда следует два взаимодополняющих вывода:

А) любая отдельная формулировка смысла жизни всегда неполна, а значит, не истинна;

Б) никакая отдельная формулировка смысла жизни не может быть названа ложной.

Если представить полный смысл жизни в виде круга, то типы смысла окажутся его сечениями по различным основаниям. Каждое такое сечение дает свои варианты формулировки смысла жизни. Отдельное сечение полного смысла способно дать более или менее четкое описание причинно-следственных связей на границе только тех областей смысла, которые образованы именно этим сечением. Связи, не затронутые конкретным сечением смысла, не могут быть им выявлены.

Граница полного смысла для одного сечения всегда размыта и туманна. Степень ее четкости напрямую зависит от выбранного типа сечения. Если сечение выбрано случайно и не описывает основные типы связей, то формулировка смысла, полученная в результате такого сечения, в такой же степени окажется случайной.

Для максимально полного описания полного смысла человеческой жизни, в причинно-следственных связях этой жизни необходимо провести как можно больше сечений, причем не случайных, а целенаправленно выбранных. Каждое сечение может казаться независимым от других сечений, но все они зависят от общего смысла в целом, все являются неотъемлимой частью полного смысла жизни.

Например, всегда в смысле жизни любого человека можно выделить: сечение №1 по критериям "активный-пассивный" и "информационный-энергетический"; сечение №2 по критерию "внутренний-внешний"; сечение №3 по критерию "осознаваемый-неосознаваемый"; сечение №4 по критерию "целое-многое-индивидуальное" (смотри рисунок №2).


рисунок №2

Когда кто-то спрашивает, - В чем смысл жизни?  - следует уточнить, - О каком смысле идет речь? О смысле жизни конкретного человека на конкретном ее этапе. Или о смысле жизни этого человека в целом, от рождения до смерти? Или о смысле жизни любого человека? Или о смысле жизни всех людей вместе и в отдельности? Или о смысле существования человечества на планете Земля? Или о смысле жизни, как космического феномена в общем порядке Вселенной? Это лишь небольшой список уточняющих вопросов.

Все смыслы связаны друг с другом, но каждый несет в себе что-то особенное и необходимое для понимания остальных.  Ответ на вопрос «В чем смысл жизни?» должен содержать  в себе как можно больше ответов на подобные уточняющие вопросы. В этом заключается критерий приемлемости формулировок смысла жизни.

Для проверки истинности любого высказывания, в том числе и формулировки смысла жизни, существует только три способа. Причем, каждый из них необходимо дополняет два других. Именно эти способы лежат в основе  так называемого «научного метода познания».

Первый способ – проверка на непротиворечивость самому себе. Формулировка смысла жизни и следствия из нее не должны противоречить друг другу.

Второй – проверка на непротиворечивость любым другим формулировкам смысла жизни.

И третий – проверка на непротиворечивость общему понятию смысла, объединяющему все смыслы в единую гармоничную систему.

В результате такой последовательной проверки и корректировки должна получиться система частных формулировок, которые не противоречат ни сами себе, ни друг другу, ни общей системе всех смыслов. Чем больше сечений смысла жизни охватывают формулировки, входящие в подобную непротиворечивую систему, тем больше оснований ей доверять.

Допустим, кто-то утверждает, - «смысл жизни человека - в счастье», или «в исполнении долга перед людьми», или «в самореализации». Разве можно говорить об истинности или ложности таких формулировок? Конечно, нет. Можно говорить только об их полноте, а степень полноты определяется местом каждой такой формулировки в полной системе формулировок. В ответ на каждую формулировку мы должны задать вопрос, - А как она связана со всеми остальными формулировками? Согласуется она с ними или противоречит? Если противоречит, ее необходимо скорректировать или уточнить. Если же согласуется, то, каким образом?

Нельзя говорить об истинной формулировке смысла жизни. Можно говорить только о целостной гармонично согласованной системе формулировок смысла жизни. Каждая формулировка есть необходимая часть единой системы. Наша задача - найти как можно больше формулировок, эту систему составляющих. Наша задача – обнаружить и описать связи между формулировками, связи, делающие всю систему взаимосогласованной, а значит,  устойчивой, полной и истинной. Чем полнее, чем гармоничнее система, тем ближе она к истине.

Теперь, когда сочетание "смысл жизни человека" стало для нас не туманным набором слов, а вполне конкретным предметом, пригодным для систематического изучения, как добросовествные исследователи мы  должны перейти к решению двух принципиальных вопросов "Зачем искать смысл?" и "Где и как искать смысл?"

Рекомендуем также ознакомиться с цитатами к разделу "Смысл жизни человека".

Обратная связь


ГЛАВНАЯ "СМЫСЛЫ.RU"
 
ОБЩЕЕ О СМЫСЛАХ
О сайте "СМЫСЛЫ.RU"
О понятии "смысл"
Типы смыслов
Зачем искать смысл?
Где и как искать смысл?
"ФОРМУЛА СМЫСЛА"
 
ЧАСТНОЕ О СМЫСЛАХ
ВСЕЛЕННАЯ. Смысл существования объектов Вселенной
ЖИЗНЬ. Смысл жизни человека
СЧАСТЬЕ. Смысл счастья
СТРАДАНИЕ. Смысл страдания
ПОЗНАНИЕ. Смысл познания
ЛЮБОВЬ. Смысл любви
ТВОРЧЕСТВО. Смысл реализации и совершенствования
СВОБОДА. Смысл свободы
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Обратная связь. Вопросы и ответы.
Обратная связь. Мнения, предложения по содержанию и форме сайта (цитаты, ссылки, разделы и т.д.)
Электронные библиотеки, где можно найти цитируемые книги.
Персональная консультация
Ссылки по теме сайта СМЫСЛЫ.RU
Другие произведения авторов сайта
Скачать книгу
Карта сайта

СМЫСЛЫ.RUE-mail:smysly@mail.ru

При использовании материалов сайта ссылка на СМЫСЛЫ.RU обязательна