о смысле жизни человека и смысле существования того, что его окружает

"Но познание простых и вечных истин отличает нас от простых животных и доставляет нам обладание разумом и науками, возвышая нас до познания нас самих в Боге" (Лейбниц Г.В.)
ЖИЗНЬ. Смысл жизни человека
Главная ЖИЗНЬ. Смысл жизни человека "Смысл жизни - в самой жизни?"
"Смысл жизни - в самой жизни?"

В современной психологии, пожалуй, наиболее популярный ответ на все вопросы о смысле жизни звучит примерно так: "Смысл жизни человека заключен в его повседневных поступках, в событиях, происходящих лично с ним" или "Смысл жизни заключен "здесь и сейчас" или "Смысл жизни - в ее процессе, в потоке самой жизни".

Попробуем проверить эту, на первый взгляд, довольно правдоподобную гипотезу.

"Смысл жизни (в т.ч. его целевая составляющая)  – в самой жизни". Или "цель жизни – в поддержании жизни". Если не вдумываться в содержание каждого слова, может показаться, что в этих высказываниях заключен простой логический круг, где определяемое понятие определяется через само себя.

Смысл (цель) еды – в еде. Смысл (цель) любви - в любви. Смысл (цель) эволюции - в эволюции. Смысл (цель) удовольствия – в удовольствии.

Таких циклических, ничего не объясняющих, формулировок можно привести бесконечное множество. Однако не все так просто. Говоря, - «смысл (цель) жизни – в самой жизни», под вторым словом «жизнь» мы подразумеваем нечто отличное от первого.

Немного трансформируем формулировку: «смысл жизни-1 заключен в жизни-2». Под «жизнью-1» будем подразумевать всю жизнь конкретного человека в целом. Для «жизни-2» возможно несколько вариантов. Выберем только три из них.

 

ВАРИАНТ 1.

«Жизнь-2» - это жизнь человека от рождения до смерти, состоящая из совокупности всех его страданий и удовольствий, всех поступков, желаний, мыслей и чувств на всех уровнях его человеческого Я. Тогда смысл «жизни-1» заключен в рождении, смерти и во всем, происходящем между двумя этими событиями – во всех страданиях и удовольствиях, во всех поступках, желаниях, мыслях, чувствах и т.д. И с прекращением жизни человека всякий ее смысл пропадает.

С позитивистской точки зрения смысл могут иметь только какие-то события, действия или объекты, связанные с жизнью конкретного человека («жизнь–1»).  Все вокруг имеет смысл ровно на столько, насколько связано с «жизнью-1». Как только «жизнь-1» прекращается, всякий смысл пропадает. То есть смысл жизни заключен только в связях, ограниченных временем существования этой жизни.

Подобная логика исходит из гипотезы, принимаемой за аксиому – ни до, ни после физического (трехмерного) существования отдельного человека у него нет абсолютно никаких связей. Подобная предпосылка кажется нам довольно странной, поскольку противоречит не только здравому смыслу, но и нашему жизненному опыту. Любая человеческая жизнь, до и после своего существования связана тысячами связей с другими жизнями – связями действующими, формальными, материальными и, конечно, целевыми.

Аналогичным путем пытаются идти многие (не все) экзистенциальные психологи, пытаясь изучать смысл жизни не в его полном содержании, а только в значении для конкретного человека, сознательно ограничиваясь опытным проявлением любого смысла в человеческой деятельности.

Причина заблуждений экзистенциальной психологии, как впрочем, любой психологии, в ее изначальном самоограничении. Психология интересуется смыслом жизни конкретного человека с точки зрения его индивидуальности. Это ее задача и основной постулат. Всеобщие связи, а значит, всеобщий смысл психологию не интересует. Для этого существует онтология - раздел философии, пусть она им и занимается.

Каждое направление психологии, как любая частная наука, выбирает для себя какую-либо онтологическую систему и на фундаменте ее аксиом возводит собственное здание. Но достаточно одного противоречия в фундаменте, как все красивое и, с огромным трудом построенное здание психологии, оказывается неустойчивым. Такой подход часто играет злую шутку с частными науками, в т.ч. и с психологией.

Основной авторитет в экзистенциальной философии Мартин Хайдеггер, как любой нормальный человек, в течение жизни сильно менял свои взгляды на идеи онтологии. Но большинство экзистенциальных психологов почему-то ограничились прочтением его работы «Бытие и время».

То же произошло и с феноменологией. Из всех идей немецкого философа Эдмунда Гуссерля психологи увлеклись лишь отрицанием единого абсолюта психологии и заменой его «локальным» абсолютом – феноменом. Вместо единства, объединяющего множественность – множественность, объединяющая сама себя. Отсюда у психологов боязнь всеобщих законов, всеобщих связей, отсюда и отрицание всеобщего смысла.

Ошибка экзистенциализма и феноменологии в искусственном ограничении смысла и сущности объектов исключительно связями с сознанием человека. Без доказательства (как аксиома) применяется гипотеза о том, что сознанием обладает только человек и только в период своего физического существования. При этом сами психологи признаются, что не знают, ни что такое сознание, ни, тем более, что такое физическое существование.

Девизом некоторых экзистенциальных психологов стала формула французского писателя-философа Ж.-П. Сартрасуществование предшествует сущности, или происходящее сейчас в моем взаимодействии с миром никак не выводимо из тех сущностей, которые можно было обнаружить перед началом взаимодействия.

Справедливости ради необходимо признать, что к концу XX века противоречивость и ограниченность подобных идей стала очевидной многим психологам. Достаточно назвать имена Виктора Франкла, Мартина Селигмана, Антонио Менегетти. Но это тема отдельного разговора.


ВАРИАНТ 2.

А что изменится, если «жизнь-1» будет наполнена другими страданиями, другими удовольствиями, иными поступками и желаниями, мыслями и чувствами? Что измениться, если «жизнь-1» будет коротка или ее не будет вовсе?

Исходя из определения «смысл жизни – в самой жизни», человеческая жизнь необходима только сама для себя, и еще для начала другой жизни, также необходимой только самой себе. И так далее. То есть единственный внешний смысл жизни для любого человека – это продление рода, продолжение истории человечества путем смены поколений.

Допустим теперь, что под «жизнью-2» подразумевается существование человечества. Тогда смысл жизни отдельного человека будет заключаеться в обеспечении максимально длительного существования человечества.

Разные варианты этой идеи всегда были очень популярны. Невозможно отрицать, что в идее необходимости выживания рода, нации, человечества в целом содержится часть действительного смысла существования отдельного человека. Но весь ли смысл?

Можно ли утверждать, что каждый из нас живет только для того, чтобы подготовить потомкам будущую прекрасную жизнь? Может быть, цель нашей жизни исключительно в сохранении человечества на Земле? Но зачем? Может быть, для того, чтобы когда-то люди достигли идеала и были счастливы? В качестве ответа приведу две цитаты. Лучше мне не сказать.

Франк Семен: «Тогда возникает вопрос: освобождает ли нас от бессмысленности жизни, дарует ли нашей жизни смысл грядущее наступление этого идеала и наше участие в его осуществлении? Некогда в будущем — все равно, отдаленном или близком — все люди будут счастливы, добры и разумны; ну, а весь неисчислимый ряд людских поколений, уже сошедших в могилу, и мы сами, живущие теперь, до наступления этого состояния — для чего все они жили или живут? Для подготовки этого грядущего блаженства?... Неужели можно признать осмысленной роль навоза, служащего для удобрения и тем содействующего будущему урожаю?... Неумолимо стоит дилемма.

Одно из двух: или жизнь в целом имеет смысл - тогда она должна иметь его в каждое свое мгновение, для каждого поколения людей и для каждого живого человека, сейчас, теперь же — совершенно независимо от всех возможных ее изменений и предполагаемого ее совершенствования в будущем, поскольку это будущее есть только будущее и вся прошлая и настоящая жизнь в нем не участвует; или же этого нет, и жизнь, наша нынешняя жизнь, бессмысленна — и тогда нет спасения от бессмыслицы, и все грядущее блаженство мира не искупает и не в силах искупить ее; а потому от нее не спасает и наша собственная устремленность на это будущее, наше мысленное предвкушение его и действенное соучастие в его осуществлении» («Смысл жизни»).

Трубецкой Евгений Николаевич: «Заслуживает ли названия жизни это бессмысленное чередование рождений и смертей, эта однообразная смена умирающих поколений? Самая целесообразность устройства живых организмов, сообщающая ему видимость разумности, на самом деле только подчеркивает суетность их существования в его целом, потому что вся эта целесообразность рассчитана на ту единую и единственную цель, которая никогда не достигается, — цель сохранения жизни. Умирает каждый живой индивид, а жизнь рода слагается из бесконечной серии смертей. Это — не жизнь, а пустая видимость жизни. К тому же и эта видимость поддерживается в непрерывной «борьбе за существование».

Для сохранения каждой отдельной жизни нужна гибель других жизней. Чтобы жила гусеница, нужно, чтобы истреблялись леса. Порочный круг каждой жизни поддерживается за счет соседних, столь же замкнутых кругов, а дурная бесконечность жизни вообще заключается в том, что все пожирают друг друга и никогда до конца не насыщаются… Нас возмущает это рабство духа, это подчинение воли, мысли и чувства роковой необходимости биологического закона» («Смысл жизни»).

Мы приходим к порочному кругу: если жизнь отдельного человека нужна только для себя самой и для другой такой же жизни, то ее смысл – в бессмыслице.

Чтобы как-то компенсировать подобные тягостные выводы, необходимо совместить выживание человечества со странным стремлением каждого человека быть счастливым, не дожидаясь "светлого будущего». Здесь возможно два пути: объединение сверху – от общего к частному и объединение снизу – от частного к общему.

Объединение сверху требует искать всеобщий смысл существования Вселенной, ее объектов и субъектов, в т.ч. смысл существования человечества и как следствие, смысл существования каждого отдельного человека. Таким путем обязана идти философия, претендующая на универсальность.

Объединение снизу разрешает не интересоваться всеобщим смыслом, а предлагает как-то объединить отдельные жизни людей с процессом эволюции человечества. Этим путем уже несколько веков идет так называемый «гуманизм» - совокупность идей, пытающаяся заменить собой все религии и философские системы.

Современный «научный» или светский ГУМАНИЗМ исходит из нескольких аксиом:

1. Цель биологической жизни, в т.ч. цель жизни человека встроена в нее – воспроизведение самой себя. Это внутреннее свойство Природы.

2. Человечество возникло путем случайной самопроизвольной эволюции, не обусловленной никакими внешними целями. Однако успех эволюции человечества зависит от усилий каждого из его членов.

3. Сознание, интеллект, чувства, мораль и т.п. являются исключительными свойствами людей, возникшими в результате эволюции их физического тела.

Опираясь на свои аксиомы, гуманизм провозглашает главным приоритетом существования отдельного человека – его благополучие. Но поскольку из опыта известно, что невозможно достичь благополучия в одиночку, другая основная цель жизни – содействие благополучию человечества сейчас и в будущем.

Свобода, мораль, законы, власть, искусство, любовь, знания, - все это по мнению гуманизма, необходимо людям ровно настолько, насколько увеличивает их, и только их, благополучие.

Для счастья отдельного человека достаточно благополучной жизни – своей и окружающих его людей. Для счастья человечества достаточно счастья всех людей. Для достижения благополучия, а значит счастья, каждый человек должен развиваться, реализовывать свои возможности, гармонично сочетая собственные желания с необходимостью развития общества.

Международный Гуманистический и Этический Союз при ООН на заседании своего правления 13.07.1991 в Праге принял определение гуманизма: «Гуманизм – это демократическая, нетеистическая и нравственная жизненная позиция, утверждающая право и долг человеческих существ самим определять смысл и образ собственной жизни. Как следствие, эта позиция отрицает супернатуралистические воззрения на действительность».

В начале XXI века «гуманисты» отрицают какую-либо необходимую всеобщую цель жизни. Жизнь человека, по их мнению, может иметь столько смысла и цели, сколько человек стремится ей придать.

Ошибочность, точнее неполнота и ограниченность идей светского гуманизма заложена, как всегда в противоречивости аксиом, положенных в его основании. Дело даже не в том, что большинство населения Земли просто не верит в эти аксиомы. Главное, что с точки зрения универсального научного метода, на который пытается ссылаться гуманизм, его аксиомы – лишь одни из многих рабочих гипотез. Подробнее о научном методе в разделе "Где и как искать смысл жизни?".

Нельзя строить этическую и социальную систему идей, не будучи уверенным в непротиворечивости постулатов, на которые она опирается. Анализом непротиворечивости любых постулатов, аксиом, принципов занимается философия, точнее ее высшая часть – онтология. Именно поэтому онтологический анализ является приоритетным для создателей настоящего сайта.

Подробнее о противоречивости некоторых аксиом смотри в теме  "Смысл существования Вселенной и ее объектов".

ВАРИАНТ 3.

В третьем варианте под «жизнью-2» может подразумеваться только настоящий момент существования каждого человека в конкретной области трехмерного пространства и его одномерного времени, так называемое, «здесь и сейчас».

Вспомним иерархическую классификацию смыслов жизни (раздел "Смысл, сущность и цель жизни человека. Их место в общей системе смыслов, сущностей и целей"). Смысл любого поступка, любой мысли, любого слова или чувства всегда связаны с каким-то более общим смыслом, обязательно выходящим за рамки «здесь и сейчас». Иерархическое сечение структуры смыслов не связано с временной осью или с пространственным измерением. Человеку не зря даны память и воображение.

Человек, не осознающий прошлого и будущего, – не человек. Ведь осознавая свою индивидуальность и задаваясь вопросом о самом себе, человек не может искусственно ограничивать это осознание во времени и пространстве.

Да, настоящий момент крайне важен, именно «здесь и сейчас» мы принимаем решения и действуем. Но ведь последствия этого свободного выбора и этого действия возникают уже не здесь и не сейчас. А чтобы предвидеть последствия, чтобы выбор был действительно свободным, а значит, и осознанным, мы должны предварительно обдумать и осознать все возможные последствия своего решения (поступка, слова, эмоции, мысли и т.д.). Для этого нам приходится многократно выходить из состояния «здесь и сейчас», необходимо побывать в разных «там», «раньше» и «позже».

Человеческое Я существует «одновременно» в разных сферах, на разных уровнях, в разных «пространствах» и «временах». И если в физике (для физических - трехмерных объектов) понятие «одновременность» жестко привязано к скорости света, то для человека «одновременность» определяется только скоростью его сознания, подобно лучу скользящего по многочисленным сферам и уровням его причинно-следственных связей.

Предположение, что живем мы исключительно ради самого процесса жизни, неважно в каком времени и месте этот процесс рассматривать, противоречит само себе, противоречит нашим чувствам, противоречит опыту, противоречит самому понятию человеческого Я и его структуре. А значит, такое предположение – ложно.

Приведем цитату Семена Франка: «Мы не можем жить для жизни; мы всегда — хотим ли мы того или нет - живем для чего-то. Но только в большинстве случаев это «что-то», будучи целью, к которой мы стремимся, по своему содержанию есть в свою очередь средство, и притом средство для сохранения жизни. Отсюда получается тот мучительный заколдованный круг, который острее всего дает нам чувствовать бессмысленность жизни и порождает тоску по ее осмыслению: мы живем, чтобы трудиться над чем-то, стремиться к чему-то, а трудимся, заботимся и стремимся — для того, чтобы жить. И, измученные этим кружением в беличьем колесе, мы ищем «смысла жизни» - мы ищем стремления и дела, которое не было бы направлено на простое сохранение жизни, и жизни, которая не тратилась бы на тяжкий труд ее же сохранения» («Смысл жизни»).

Но что делать с уверенностью людей, которые на вопрос о смысле жизни все-таки отвечают – «В ее процессе»? Что они подразумевают под «жизнью-2»? Если это не набор случайных событий, происходящих с человеком от рождения до смерти, если это не сумма моментов «здесь и сейчас» то, что это за процесс?

Во-первых, он должен быть цельным  и согласованным, поскольку процесс, имеющий смысл – это всегда что-то целое, части которого согласованы друг с другом.

Во-вторых, процесс должен быть не случайным, а необходимым – направленным на какие-то необходимые цели. У процесса должно быть какое-то достаточное основание его начала и продолжения.

В-третьих, процесс должен быть частью чего-то большего, чем он сам – частью какого-то процесса, объединяющего все человеческие жизни. Ведь если жизнь одного человека конечна, ее смысл не может заканчиваться с ее прекращением.


Мы необходимо подошли к выводу, что наша "жизнь-2" не может ограничиваться ни существованием отдельного человека, ни существованием человеческого рода, ни существованием в один, так называемый, "текущий" момент времени в трехмерном пространстве.

Формулировка «смысл жизни-1 заключен в смысле жизни-2» необходимо трансформируется в следующую - «смысл жизни заключен в цельном,  согласованном и необходимом процессе, являющимся частью какого-то более общего необходимого процесса».

Очень близка к ней другая популярная формулировка: «смысл отдельной жизни – в ее полноте и гармонии, как внутренней, так и внешней».

Но тогда,  говоря «смысл жизни – в самой жизни», мы противоречим сами себе, поскольку подразумеваем совсем не то, что обозначают сказанные слова. А подразумеваем мы – необходимость, цельность, участие, полноту, гармонию, развитие, совершенство и т.д. А это уже совсем другие формулировки, требующие отдельного изучения.

Формулировки типа "смысл жизни в самой жизни" или "смысл жизни в ее процессе" или "смысл жизни здесь и сейчас" не дают никакого ответа, не приближают нас к пониманию смысла жизни, а лишь уводят в сторону, порождая новые вопросы.

Предположение о том, что смысл жизни человека заключен в продолжении рода подробно рассмотрено  в разделе  "Может ли смысл жизни заключаться только ... в исполнении долга? ... в жизни ради других?" .

Рекомендуем также ознакомиться с цитатами к теме  "Смысл жизни человека" , а также со списком литературы .

Обратная связь


ГЛАВНАЯ "СМЫСЛЫ.RU"
 
ОБЩЕЕ О СМЫСЛАХ
О сайте "СМЫСЛЫ.RU"
О понятии "смысл"
Типы смыслов
Зачем искать смысл?
Где и как искать смысл?
"ФОРМУЛА СМЫСЛА"
 
ЧАСТНОЕ О СМЫСЛАХ
ВСЕЛЕННАЯ. Смысл существования объектов Вселенной
ЖИЗНЬ. Смысл жизни человека
СЧАСТЬЕ. Смысл счастья
СТРАДАНИЕ. Смысл страдания
ПОЗНАНИЕ. Смысл познания
ЛЮБОВЬ. Смысл любви
ТВОРЧЕСТВО. Смысл реализации и совершенствования
СВОБОДА. Смысл свободы
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Обратная связь. Вопросы и ответы.
Обратная связь. Мнения, предложения по содержанию и форме сайта (цитаты, ссылки, разделы и т.д.)
Электронные библиотеки, где можно найти цитируемые книги.
Персональная консультация
Ссылки по теме сайта СМЫСЛЫ.RU
Другие произведения авторов сайта
Скачать книгу
Карта сайта

СМЫСЛЫ.RUE-mail:smysly@mail.ru

При использовании материалов сайта ссылка на СМЫСЛЫ.RU обязательна