о смысле жизни человека и смысле существования того, что его окружает

"Но познание простых и вечных истин отличает нас от простых животных и доставляет нам обладание разумом и науками, возвышая нас до познания нас самих в Боге" (Лейбниц Г.В.)
ЖИЗНЬ. Смысл жизни человека
Главная ЖИЗНЬ. Смысл жизни человека Может ли смысл жизни заключаться только ... Смысл жизни только в удовольствии? В счастье?
Смысл жизни только в удовольствии? В счастье?

Продолжаем проверять популярные гипотезы - формулировки смысла жизни человека. Удовольствие и его высшая степень - счастье, казалось бы, очень притягательны в качестве смысла для нашей жизни.

МОЖЕТ ЛИ СМЫСЛ ЖИЗНИ ЗАКЛЮЧАТЬСЯ В УДОВОЛЬСТВИИ?

Для начала необходимо определить, что такое удовольствие? В чем его смысл? Все смыслы, в том числе смысл жизни, мы изучаем с точки зрения причинно-следственных связей (раздел "О понятии "смысл"). Применим этот подход к понятию "удовольствие".

Взаимодействуя с другими объектами или с самим собой, человек всегда воспринимает результат этого взаимодействия. Независимо от того, кем является человек в конкретной связи - причиной, следствием, или тем и другим, он всегда как-то воспринимает эту связь.

Человек может не осознавать связь, но не воспринимать – не может. Любое взаимодействие (взаимное действие) человека с другим объектом, и тем более с самим собой, по определению что-то изменяет и в объекте, и в человеке. А изменение уже само по себе и есть восприятие результатов взаимодействия.

Все восприятия человека можно условно разделить на три группы:

– положительные,

- отрицательные,

- нейтральные.

Пока мы не будем касаться критерия такого разделения. Подробно эти критерии будут рассмотрены в разделах "Смысл страдания" и "Смысл реализации и совершенствования".

Не будем сейчас обсуждать «субъективен» или «объективен» этот критерий.  Хотя из раздела "Зачем человеку искать смысл?" – подраздел Реальность смысла мы уже знаем - не может существовать никакой субъективной реальности вне реальности объективной, и, наоборот. Не может у человека независимо от других людей и других объектов возникнуть самостоятельный критерий «положительное - отрицательное». Все «субъективные» критерии связаны друг с другом и являются частью критерия «объективного».

Пока же положительные восприятия условно назовем – «удовольствия», отрицательные  - «страдания», нейтральные – «безразличие» или «покой».

Возможно, понятие «удовольствия» - не совсем то, что нам нужно, уж больно ограничено его привычное повседневно-бытовое использование. Для анализа смысла удовольствия мы должны понимать его максимально широко – это и радость, и наслаждение, и удовлетворение, т.е. все, что противоположно страданию и отлично от безразличия. Но радость и наслаждение человек может испытывать от совершенно разных восприятий. Как же их различать?

В разделе "Типы смыслов жизни человека" было перечислено несколько типов классификаций связей человека. Если объединить только два из них: по троичному принципу (Внутренний – Внешний – Абстрактный) и по уровням связей (физический – эмоциональный – интеллектуальный – высших чувств – духовный), мы получим пятнадцать групп связей. Если же среди типов причин отдельно выделить целевые причины, нам придется добавить еще три группы удовольствий, связанных с достижением внутренних, внешних и абстрактных целей.

Каждой группе связей соответствуют свои группы восприятий, а значит и свои группы удовольствий. Теоретически смыслом жизни (в т.ч. ее целевым смыслом) можно сделать любую группу удовольствий, – и каждой будет соответствовать своя частная формулировка смысла жизни.

Чтобы ответить на вопрос, - Может ли смысл жизни заключаться в удовольствии? – необходимо поочередно применить его ко всем группам удовольствий. Попробуйте сделать это самостоятельно. Мы же ограничимся лишь несколькими группами. Проверим, может ли смысл жизни заключаться в этих группах положительных восприятий.

 

Смысл жизни – во внутренних удовольствиях на уровне «физического тела»?

Человеку необходимо здоровое тело, комфортные материальные условия, полезная и разнообразная еда, удобная одежда, функциональное жилье. Телу необходимо движение, тренировка всех его функций, физический контакт с физическими объектами. Необходимо гармоничное чередование разных видов физического напряжения и расслабления, в том числе и в виде хорошего отдыха.  Человеку необходимо изучать возможности своего тела двигаться и воспринимать информацию, познавать способы поддержания его в безопасном и комфортном состоянии. И, конечно, человеку необходимо его любить.

Но если смыслом жизни сделать все эти удовольствия - любая болезнь, любой недостаток материальных благ, любое ограничение физической свободы приведет к ощущению несчастья, а затем и бессмысленности жизни. А ведь физическая свобода одного человека всегда противоречит свободе других людей, особенно в части материальных благ.

Индивидуализм, неумеренность или жадность на уровне «физического тела» ведет к его страданиям. Весь наш опыт подсказывает, - любая физическая невоздержанность пагубно влияет на здоровье. Пострадают и остальные уровни Я, ведь для достижения максимального физического удовольствия необходимо противоречить и своему рассудку, и своим высшим чувствам, и осознанию себя как личности, состоящей не только из костей и мяса.

 

Смысл жизни – во внутренних удовольствиях на уровне «эмоций»?

Как известно, все эмоциональные удовольствия быстротечны и сильно зависят от восприятий «физического тела». В течение одного дня человеком могут овладевать абсолютно разные эмоции, как положительные, так и отрицательные. Грусть, обида, страх, радость, благодарность, радость достижения цели, удовольствия от использования своего физического тела, эмоциональная любовь к себе и т.д. Каждая эмоция необходима, каждая выполняет свою роль – но роль вспомогательную. Человек стремится познавать условия, которые необходимы для возникновения эмоций.

Можно ли жить только ради того, чтобы постоянно испытывать одну и ту же, пусть даже самую лучшую эмоцию? Опыт подсказывает - невозможно. Любая, самая приятная эмоция через какое-то время угасает, приедается, постепенно превращаясь в свою противоположность.

И, наоборот, человек не может бесконечно долго грустить или обижаться, – для восстановления равновесия часто в самый печальный момент возникает нервный смех. Эмоциональная любовь к самому себе быстро угасает, если не поддерживается любовью на высших уровнях. Радость проходит, острота ощущений притупляется. Ведь все они направлены исключительно на себя, им безразлична чужая радость и чужая печаль.

Не зря Эпикур и Будда призывали отказаться не от всех удовольствий, а именно от эмоциональных удовольствий, связанных с физическим телом, так как именно в них заключен основной источник страданий.

Чтобы поддерживать эмоции на одном уровне необходимо все время увеличивать «дозу» того, что их вызывает – дозу пищи, комфорта, веселья, материальных благ, спиртного и т.д. А любое превышение дозы ведет к страданию.

Да и можно ли считать счастливым человека, который постоянно радуется, всем доволен, не знает грусти, не преодолевает себя, не жертвует чем-то дорогим ему, не сопереживает страданиям других людей? К такому человеку скорее подходит определение «несчастный».

Внутренние физические и эмоциональные удовольствия не являются для человека определяющими. Но существуют и другие внутренние удовольствия.

На внутреннем интеллектуальном уровне это удовольствия от получения новой информации, от собственных рассуждений и их результатов, от создания новой информации, от интеллектуального творчества в любом виде. Удовольствия от собственных мыслей и слов, любовь к собственному знанию, к своей учености. Человек получает удовольствие от познания процессов, происходящих в нем, от познания их причин и закономерностей.

На внутреннем уровне высших чувств удовольствие доставляют: чувство собственного достоинства, самоуважение, стремление к реализации своих возможностей (самореализации), к внутреннему творчеству  (самосовершенствованию). Это и удовольствие от познания процессов, происходящих в нашей душе, познания их движущих причин и законов, удовольствие от познания свойств своей души. Это и удовольствия от ощущения любви к своим душевным качествам.

На внутреннем духовном уровне удовольствие приносят: ощущение гармонии внутри своего Я, осознание, а затем и познание общих причин и принципов собственного бытия и развития. Осознание питает веру в себя, в свои силы, в свою необходимость, и вера эта доставляет огромное удовольствие. Вера перерастает в уверенность, которая дает силу жить и действовать, познавать и совершенствоваться. Наконец, удовольствие несет любовь к самому себе, как индивидуальному свободному субъекту.

На каждом внутреннем уровне огромное удовольствие человек получает от достижения внутренних целей – целей, направленных на себя, на свое познание и совершенствование.
 
Все конкретные внутренние удовольствия играют огромную роль в ощущении счастья и осмысленности жизни. Хоть это и самые короткие, но самые яркие и интенсивные удовольствия. Ведь и внутренние страдания переживаются нами интенсивнее всего. Но что произойдет, если человек сделает выбор в пользу одной из групп внутренних удовольствий, сделает ее целью и смыслом своей жизни?

Отдав предпочтение одной группе, мы автоматически отвергаем важность, ценность и необходимость внутренних удовольствий из других групп. А заодно отвергаем и все конкретные внешние удовольствия, все абстрактные удовольствия.

Ни одно из конкретных внутренних удовольствий человека не может быть несущественным. Все жизненно необходимы. Но ни одно из них не может отрицать или поглощать остальные.  Стоит любому отдать предпочтение в ущерб остальным, оно тут же приведет к абсурду, к бессмысленности, к отрицанию самого себя а, следовательно, – к страданию.

Жизнь исключительно ради своего физического здоровья и физического наслаждения, ради личных эмоций, ради личного знания, ради личного творчества, личной справедливости и самоуважения, ради осознания своего Я, ради любви к себе, познания себя, реализации только своих возможностей во всех сферах – все это ведет к страданию. К страданию личному, к страданию других людей, к страданию других объектов.

 

Смысл жизни -  во внешних удовольствиях на уровне «эмоций»?

Человеку необходимо получать удовольствия от общения с людьми, животными, любыми объектами окружающей Природы. Мы радуемся, когда радуются другие, когда вместе смеемся и грустим. Приятно кому-то доставить удовольствие, кому-то посочувствовать. Эмоциональная дружба и эмоциональная любовь – одни из самых ярких чувств, но и одни из самых недолговечных, если постоянно не поддерживаются дружбой и любовью высших уровней.

Массу положительных эмоций несет творческое изучение возможностей взаимодействия своего физического тела с другими физическими объектами – людьми, животными, растениями, водой, воздухом, Солнцем, Землей и т.д.

Эмоциональная любовь - это радость творческого познания гармоничного единства двух людей на физическом и эмоциональном уровнях. Это чувство может возникнуть не только между двумя влюбленными, возможна эмоциональная любовь к детям, родителям, незнакомым людям, животным, вещам, автомобилям, домам, местности и т.д. – ко всему, с чем есть физический контакт.

Но можно ли жить, любой ценой доставляя людям только положительные эмоции? Что хорошего можно сделать людям, ожидая от них только радости и выражения благодарности? Эмоции никогда не могут быть самоцелью. Положительная эмоция всегда будет короткой и относительной по отношению к предыдущим. Разве опыт не учит нас, что человек всегда эмоционально сопротивляется любым внешним изменениям – даже изменениям к лучшему? Ведь никто не уверен в последствиях.

Стремиться к чужим эмоциям - значит, подчиняться чьему-то случайному настроению. Ведь другим людям для поддержания одной эмоции постоянно приходится увеличивать «дозу» причин, ее вызывающих, а, наращивая дозу эмоций, мы рано или поздно приведем людей к страданию. Скорее следует стремиться к изучению способов изменения настроения, которое в свою очередь вызовет положительные эмоции. Знание свойств чужих эмоций поможет сохранить свои.

Краткая характеристика других внешних и внутренних групп удовольствий дана в следующих разделах.
"Может ли смысл жизни заключаться только в … исполнении своего долга?"
"Может ли смысл жизни заключаться только в … познании?"
"Может ли смысл жизни заключаться только в … любви?"
"Может ли смысл жизни заключаться только в … совершенствовании?"

Все группы внутренних, внешних и абстрактных (их мы пока не касаемся) удовольствий играют свою важную роль. Но что произойдет, если человек сделает выбор в пользу одной из групп, сделает только ее удовольствия целью и смыслом своей жизни?

Отдав предпочтение одной группе, мы автоматически отвергаем важность, ценность и необходимость для себя удовольствий из других групп. Ни одно из удовольствий человека не может быть несущественным. Все жизненно необходимы. Ни одно не может отрицать или поглощать остальные.  Стоит любому отдать предпочтение в ущерб остальным, оно постепенно приведет к абсурду, к бессмысленности, к отрицанию самого себя а, следовательно, – к страданию.

Жизнь исключительно ради физического здоровья людей (близких и незнакомых); ради их эмоций и знаний; ради общественного творчества; всеобщей справедливости; всеобщей любви; ради реализации возможностей своих близких, своего народа, всего человечества или даже ради всеобщего совершенства, - все это ведет к страданию. Страдает и сам человек, пытающийся жить только ради близких, только ради людей, только ради Вселенной, страдают и сами близкие, страдают люди, страдает Вселенная.

Невозможно сделать смыслом и целью жизни человеческого Я только один уровень или одну сферу этого Я. Ведь деление на уровни и сферы условно и относительно. Мы сами произвели его – сами можем изменить. Каждый из нас в течение жизни много раз меняет свои цели. И если внешние цели, связаны с внешними объектами, то внутренние целиком во власти нашего свободного выбора. Целью существования целого не может быть произвольно выбранная часть этого целого. Тогда часть и была бы целым с собственной целью существования.

Пренебрежение удовольствиями разных уровней или сфер ведет к страданию, страданию не только на тех уровнях, которыми мы пренебрегли, но и на всех остальных. Чем больше человек стремиться к наслаждению ради наслаждения – тем сильнее оно ускользает от него.

Если смысл жизни и заключен в удовольствиях, то не в одной или нескольких группах, а только в гармоничном единстве абсолютно всех удовольствий, во всех сферах и на всех уровнях. Удовольствия любой группы ограничены удовольствиями других групп.

В пределах одной сферы смысла – внутренней, внешней или абстрактной – невозможно никакое удовольствие, не учитывающее, не находящееся в гармоничном соотношении с другими удовольствиями своей сферы. Возникновение возможно, но существование, т.е. многократное восприятие человеком удовольствия отдельной группы – невозможно.

Но и гармония внутри одной сферы смысла конкретного человека недостаточна, – она полностью зависит от гармоничной согласованности с удовольствиями двух других сфер. Целью конкретного удовольствия не может быть само это удовольствие. Только гармоничная согласованность всех групп удовольствий  во всех сферах смысла гарантирует их устойчивость.

А возможна ли гармоничная согласованность среди групп удовольствий одного человека, если такая же гармоничная согласованность не достигнута у всех людей, с которыми этот человек как-либо взаимодействует? Конечно, нет. Значит, для стабильного удовольствия одного человека необходимо такое же удовольствие у остальных людей, ведь все люди на Земле связаны друг с другом.

А могут ли достигнуть гармоничного удовольствия только люди, независимо от других обитателей Земли? От самой Земли? А от Солнечной системы и от галактики?

Мы приходим к определенному выводу: чтобы ответить на вопрос, - Может ли смысл жизни человека заключаться в удовольствиях?предварительно необходимо изучить все группы удовольствий на всех уровнях не только одного человека, но всех людей, всех животных, всех объектов Земли, самой Земли, всех объектов Вселенной, а затем и Вселенной в целом. Необходимо изучить источник всех этих удовольствий, их взаимную связь, а главное, условия их гармоничной согласованности.

Проделав все это, мы обнаружим - ни одно удовольствие и даже ни одна группа удовольствий в отдельности не может заключать в себе смысл и цель жизни. Каждая группа удовольствий зависит от всех прочих групп. Только гармоничное единство и полнота всех удовольствий может обеспечить полноту каждого удовольствия в отдельности.

Трубецкой Евгений: «Тот мировой смысл, который носится перед нами как цель нашего стремления, есть всеединство; это — тот мировой строй и лад, в котором всякое жизненное стремление достигает своего окончательного удовлетворения, всякая жизнь достигает полноты. Полнота жизни, окончательно восторжествовавшей над смертью, и единство всего живого в этой полноте в интуиции мирового смысла — одно и то же» («Смысл жизни»).

Розанов Василий: «Принципы коллективной жизни, насколько они уже согласованы с законом нравственным, подчиняют себе волю единичного лица с силою, правом и необходимостью, с какой она подчинена священному закону своего человеческого назначения. Общество и индивидуум, насколько они выражают в своей деятельности один закон человеческого назначения, находятся между собой в совершенной гармонии. Дисгармония между ними начинается лишь с момента, когда или индивидуум, или общество проникаются иными принципами, нежели какие заключены в трех указанных идеалах» («Цель человеческой жизни»).

Франкл Виктор: «Превращение наслаждения  как  результата  в наслаждение как объект намерения ведет к утрате самого наслаждения;  принцип наслаждения разбивается о себя же самого.  Чем  больше  человек  нацелен  на наслаждение, тем больше оно от  него  ускользает,  и  наоборот:  чем  больше человек стремится избежать неудовольствия, избежать страданий, тем больше он ввергает себя в дополнительные страдания» («В борьбе за смысл»).


МОЖЕТ ЛИ СМЫСЛ ЖИЗНИ ЗАКЛЮЧАТЬСЯ ТОЛЬКО В СЧАСТЬЕ?

Формулировка «смысл и цель жизни – в счастье» в высшей степени неопределенна. Кроме уже определенных понятий «смысл» и «цель», необходимо четко определить – что называть «счастьем».

Для любого человека рассуждения о счастье настолько важны, что им следует посвятить отдельный раздел "Смысл счастья" , в котором проследить историю возникновения понятия, развитие взглядов на счастье от древней философии до современной психологии, проанализировать связь счастья с удовольствиями, перечислить типы счастья и т.д. Особенно рекомендуем ознакомиться с разделами  "О понятии "счастье" , "Типы счастья" , "Где и как человеку искать счастье?" .

Здесь же мы ограничимся лишь краткими соображениями на тему счастья.

Счастье – не просто радость, а радость высшая, переполняющая все уровни восприятия человека, в первую очередь уровни душевный и духовный. Счастье – не просто удовольствие или наслаждение, а только их высшая степень. Это блаженство или благодать, соответствующие удовольствиям на душевном и духовном уровнях. Счастье – не просто удовлетворение собственной жизнью, а удовлетворение всей жизнью в целом – удовлетворение, воспринимаемое как благополучие и благоденствие. Но и такое удовлетворение не будет полным без удовлетворения на душевном и духовном уровнях.

Счастье может быть связано только с высшей степенью положительных восприятий (удовольствий), иначе говоря, с восприятиями наилучшими, наиболее полными или высшими – с восприятиями совершенного или блага.

Итак, предположим, что счастье – это наслаждение наилучшим или благом. Счастье – состояние восприятия чего-то совершенного. В такой трактовке состояние счастья приравнивается к удовольствию, пусть даже и высшему. Но это не закон, а только определение, ничего пока не объясняющее. Вопрос в том, какие восприятия ведут нас к ощущению счастья, что подразумевается под совершенным или благом? И что должен делать человек для восприятия чего-то совершенного?

Что произойдет, если какой-то человек сделает целью и смыслом своей жизни счастье, понимаемое как удовольствие – свое или чужое? Он как бы говорит себе: «Я буду делать все, что угодно, лишь бы я (или кто-то) получил максимум удовольствия от  всего самого лучшего».

Но, как известно, любые отдельно взятые удовольствия в своем максимуме противоречат не только сами себе, но и остальным удовольствиям. А любое противоречие ведет к страданию, т.е. несогласованный рост удовольствий ведет к их неминуемому уменьшению. Два плохих но сыгранных музыканта, не заставят так страдать слушателей, как сотня профессионалов, одновременно исполняющих каждый свою мелодию или партию, возможно, прекрасную в отдельности.

Человек, решивший стремится к счастью, тут же встает перед проблемой, – Что надо делать в той или иной ситуации, чтобы этого счастья достигнуть? Как мы помним, Аристотель связывал благо с деятельностью души.

Польский философ Владислав Татаркевич в своей прекрасной книге «О счастье и совершенстве человека» (М., 1981) подробно анализирует так называемый «парадокс счастья». Приведем оттуда несколько цитат.

В I-м веке Сенека учил: «Чем больше стремишься к счастью, тем больше от него отдаляешься».

В своей «Автобиографии» английский философ Джон Стюарт Милль писал: «Я понял, что для того, чтобы быть счастливым, человек должен поставить перед собой что-нибудь другое целью и тогда, стремясь к ней, он будет испытывать уже само собою и вовсе о нем не думая удовольствие».

Бернард Шоу называл счастье побочным продуктом. Олдос Хаксли в своем «Контрапункте» использовал аналогичное сравнение: счастье, как побочный продукт, возникающий точно так же, как кокс при производстве металла.

Английский философ, логик и физик Мориц Шлик утверждал: «Каждый знает, что счастье исчезает в той мере, в какой о нем заботишься».

Замечательный русский философ Василий Васильевич Розанов посвятил исследованию проблемы счастья первую часть работы «Цель человеческой жизни».

Вот несколько цитат из этой книги.
«Мы можем с достаточным основанием сказать, что мысль человека об устроении своем на земле по принципу счастья ложна во всех своих частях, по всему своему строю… Всякая попытка осуществить ее в личной жизни сопровождается страданием».

«Идея счастья как верховного начала человеческой жизни, не указывая на постоянно должное, не может служить и руководительным принципом для человека... В идее этой, если мы не выйдем из строгого смысла ее терминов, вопрос о конечной цели человеческой деятельности вовсе не разрешается, но лишь возвращается к своему первоначальному положению: она содержит лишь указание условия («удовлетворенность»), на котором может быть принято человеком какое-либо решение, но самого решения не дает, потому что не определяет, что же нужно сделать объектом своей деятельности, чтобы стать удовлетворенным».

«Не будучи руководительным принципом для человека, идея счастья не есть и верховное объяснение его жизни. И в самом деле, хотя страдание и удовольствие и сопровождают всякий человеческий поступок, по-видимому, объясняют их все как мотив, как побуждение, — однако есть в этих поступках сторона, не поддающаяся объяснению из этого мотива. Справедливо заметил Паскаль, что человек всегда стремится к счастью, даже когда идет повеситься».

О том же говорит и Виктор Франкл: «На  самом  деле  нормальное  ощущение  счастья   не выступает в качестве цели, к которой человек стремится, а представляет собой скорее просто сопутствующее явление,  сопровождающее  достижение  цели».

«В норме наслаждение никогда не является  целью  человеческих  стремлений. Оно является и должно  оставаться  результатом,  точнее,  побочным  эффектом достижения цели.  Достижение  цели  создает  причину  для  счастья.  Другими словами,  если  есть  причина  для  счастья,   счастье   вытекает   из   нее автоматически и спонтанно. И поэтому незачем стремиться к счастью, незачем о нем беспокоиться, если у нас есть основание для него.    Более того, стремиться к нему нельзя. В той мере, в какой человек  делает счастье предметом своих устремлений, он неизбежно делает его объектом своего внимания. Но тем самым он теряет из виду  причины  для  счастья,  и  счастье ускользает» («В борьбе за смысл»).

Идея о том, что смысл жизни заключен в счастье или цель человека и человечества - в достижении максимального счастья, противоречива с нескольких точек зрения.

Полный смысл жизни человека как процесса существования, как мы определили ранее, заключен в совокупности всех его связей с самим собой, с другими объектами и процессами. Если счастье – это удовольствие человека от восприятия совершенного или наилучшего (высшего блага), то восприятие удовольствий – лишь один из многих типов связей человека. Связей, определяющих восприятие совершенного или наилучшего (высшего блага), – еще меньше.

Можно ли предположить, что огромное количество связей всех объектов, с которыми взаимодействует человек, существуют только для того, чтобы он воспринимал высшее благо? А что другие объекты? Должны ли они воспринимать благо? Или может быть, только человек достоин его?

Если совершенство или высшее благо включает в себя гармонию, красоту и истину, то почему эти же гармонию, красоту и истину может воспринимать только человек?  Потому что он осознает их? Но как можно быть уверенным, что другие объекты ничего не осознают? Ведь осознание – это процесс, определяемый, вы первую очередь, внутренними связями любого объекта с самим собой. А можем ли мы быть уверены, что другие объекты не имеют таких связей?

Формулировка «цель жизни – в счастье» внутренне противоречива. Если счастье – это восприятие удовольствия от наилучшего, совершенного или блага, получается, что цель жизни – воспринимать максимальные удовольствия от этого блага. Но такая формулировка не включает в себя ни понятия блага, ни способа достижения его восприятия. Следовательно, допускает любые их комбинации, в том числе и противоречащие друг другу, противоречащие другим составляющим формулировки – «жизни», «восприятию», «удовольствию».

Подобная формулировка ничего не объясняет, а лишь порождает новые вопросы. Счастье не может быть целью, счастье – это состояние человека, достигнувшего совершенно других целей. Счастье – это результат, сопутствующий достижению истинных целей жизни.

Состояние счастье – лучший критерий, показывающий человеку, что он правильно реализует смысл и цели своей жизни. Если цель жизни – совершенство или высшее благо, то чем ближе человек к этому совершенству или благу, тем сильнее он его воспринимает, а значит, тем сильнее его счастье.

Противоречит формулировка цели жизни как стремления к счастью и нашему опыту, опыту всех уровней, всех сфер жизни. Опыт ежедневно говорит нам - счастье, поставленное как цель, счастья-то и не приносит. Противоречит она и всей системе наших рассуждений о смысле жизни, говорящих, что для счастья необходимым условием являются - стремление к росту совершенства, восприятие и осознание возрастающего совершенства.

Счастье не может быть ни целью, ни смыслом жизни, состояние счастья возникает в виде удовольствия, точнее устойчивого радостного удовлетворения, как результат деятельности человека по росту реализованного совершенства (красоты, гармонии, истины).

Чем выше степень реализованного совершенства, достигнутая человеком, тем больше удовольствие от восприятия этого совершенства, тем больше ощущение счастья. Чем выше уровень, на котором реализуется совершенство, тем значительнее удовольствие и тем полнее может быть счастье. Как только рост реализованного совершенства прекращается – удовольствие исчезает, а ощущение счастья уходит.

Подробнее о счастье смотри в разделе  "Смысл счастья"  . Рекомендуем также ознакомиться с цитатами и перечнем  литературы к этому разделу.

Следующая гипотеза, требующая проверки звучит так: "Может ли смысл жизни заключаться только в отсутствии страданий? в покое?".

Обратная связь


ГЛАВНАЯ "СМЫСЛЫ.RU"
 
ОБЩЕЕ О СМЫСЛАХ
О сайте "СМЫСЛЫ.RU"
О понятии "смысл"
Типы смыслов
Зачем искать смысл?
Где и как искать смысл?
"ФОРМУЛА СМЫСЛА"
 
ЧАСТНОЕ О СМЫСЛАХ
ВСЕЛЕННАЯ. Смысл существования объектов Вселенной
ЖИЗНЬ. Смысл жизни человека
СЧАСТЬЕ. Смысл счастья
СТРАДАНИЕ. Смысл страдания
ПОЗНАНИЕ. Смысл познания
ЛЮБОВЬ. Смысл любви
ТВОРЧЕСТВО. Смысл реализации и совершенствования
СВОБОДА. Смысл свободы
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Обратная связь. Вопросы и ответы.
Обратная связь. Мнения, предложения по содержанию и форме сайта (цитаты, ссылки, разделы и т.д.)
Электронные библиотеки, где можно найти цитируемые книги.
Персональная консультация
Ссылки по теме сайта СМЫСЛЫ.RU
Другие произведения авторов сайта
Скачать книгу
Карта сайта

СМЫСЛЫ.RUE-mail:smysly@mail.ru

При использовании материалов сайта ссылка на СМЫСЛЫ.RU обязательна