о смысле жизни человека и смысле существования того, что его окружает

"Но познание простых и вечных истин отличает нас от простых животных и доставляет нам обладание разумом и науками, возвышая нас до познания нас самих в Боге" (Лейбниц Г.В.)
ЖИЗНЬ. Смысл жизни человека
Главная ЖИЗНЬ. Смысл жизни человека Может ли смысл жизни заключаться только ... Смысл жизни только в отсутствии страданий? В покое?
Смысл жизни только в отсутствии страданий? В покое?

Раньше мы уже делили все восприятия человека на три типа: положительные (удовольствия), отрицательные (страдания), нейтральные (покой). Называть смыслом и целью жизни положительные и отрицательные восприятия нельзя, поскольку это противоречит определениям смысла и цели жизни. Но может быть смысл существования человека – в покое, то есть в отсутствии удовольствий и страданий?

Тема отрешения от мирских забот присутствует и в древних «Упанишадах», и в «Бхагавадгите». Но кульминации достигает в учении Будды - принца Сиддхартхи Гаутамы, родившегося в северной Индии около 560 года до н.э. и создавшего свое учение примерно в то же время, что и Пифагор в Греции, Лао-Цзы и Конфуций в Китае, а возможно, и Зороастр (Заратуштра) в Персии.

В одном из самых знаменитых текстов буддизма «Суттапитака», входящем в «Типитаку», рассмотрены все три варианта жизненной цели или пути. Первый ведет к удовольствиям, второй – к страданиям. Но выбрать, по мнению Будды, необходимо именно срединный путь.
«Есть... два крайних [пути], по которым ушедший от мира не должен следовать. Каковы же эти два [пути]? Тот, следуя которому люди стремятся лишь к удовольствиям и вожделению, низок груб, [он] для обычных людей неблагороден, бесполезен, а тот, который ведет к умерщвлению плоти, приносит страдания и также неблагороден, бесполезен. Татхагата же увидел срединный путь, дающий зрение, дающий знание, по которому следует идти, избегая этих двух крайних [путей], [ибо] он ведет к умиротворенности, к сверхзнанию, к просветлению, к нирване».
 
Далее формулируются четыре благородные истины о страдании. Лучше их не пересказывать, а процитировать.
«Благородная истина о страдании: рождение – страдание, старость – страдание, болезнь – страдание, смерть – страдание, соединение с неприятным – страдание, разлука с приятным – страдание, неполучение чего-либо желаемого – страдание».
«Благородная истина о происхождении страдания: … жажда наслаждения, существования, жажда гибели».
«Благородная истина об уничтожении страдания: это полное бесследное уничтожение этой жажды, отказ [от нее], отбрасывание, освобождение, оставление [ее]».
«Благородная истина о пути, ведущем к уничтожению страдания: правильное видение, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное внимание, правильное сосредоточение»
(«Антология мировой философии. Древний Восток»).

Получается, что Будда дает простой рецепт избавления от страданий – не стремись к удовольствиям. Но разве он призывает к полной бездеятельности? Нет. Необходимо видеть, мыслить, говорить, действовать и т.д. Необходимо без устали идти по благому восьмеричному пути. Но и это еще не цель жизни. Отсутствие страданий и удовольствий вовсе не самоцель для Будды. Это средство для достижения сверхзнания, просветления, для восприятия Нирваны. Но что такое Нирвана? Может быть, это просто полный покой, отсутствие всяких внешних восприятий, безразличие и равнодушие? Ведь именно так многие понимают Нирвану.

Оказывается, Нирвана – это нечто высшее и разумное, нечто прекрасное и вечное. Нирвана – это не плод воображения, это реальность, к которой может приобщиться каждый человек. Следовательно, там не может быть равнодушия и безразличия.

Вот как сказано о Нирване в другом буддийском тексте «Милинда-паньха»: «Нирвана существует, … ее можно воспринять разумом; праведный ученик, идущий по правильному пути, с чистым разумом, с возвышенностью и прямотой, не имеющий препятствий, свободный от чувственных желаний, видит нирвану» (там же).

То есть спокойствие на пути к Нирване только кажущееся, и даже стремление к покою как к цели препятствует ее достижению. Чтобы приблизиться к просветлению, к сверхзнанию недостаточно избавиться от стремления к удовольствию, недостаточно победить страдания. Необходимо к этому сверхзнанию стремиться: «Нет размышления у того, кто не знает; нет знания у того, кто не размышляет. У кого же и размышление и знание, тот действительно близок к нирване» («Дхаммапада»).

Платон давно решил эту задачу в диалоге «Филеб». Как и мы, он установил «три рода жизни: жизнь радостную, жизнь печальную и жизнь, лишенную печалей и радостей» (43d). Затем, определив, что отсутствие страдания уже само по себе удовольствие, он приходит к выводу, что человек может испытывать либо страдание, либо удовольствие, либо переход одного в другое.

Проверим, возможно ли избежать страданий и удовольствий на каких-то уровнях нашего Я? Можно не стремиться к удовольствиям на уровне «физического тела», но мы всегда будем знать, когда тело страдает. Конечно, можно пытаться не обращать внимание на его страдания, но тогда тело просто перестанет нас обслуживать и умрет.

Можно погасить в себе большую часть эмоций, как положительных, так и отрицательных, но можно ли оставаться человеком без эмоций? Без радости, любви, дружбы и т.д. Из определения человека в предыдущих разделах видно, что сомнение и желание – его основные свойства. А где есть сомнение, там всегда есть желание его разрешить, а значит и какая-то эмоция, связанная с таким разрешением.

Можно попробовать погасить в себе жажду познания, можно пытаться быть равнодушным к новой информации, к скуке и бездеятельности. Но можно ли при этом оставаться человеком? Человек не может не познавать, а познание всегда связано с удовольствием и страданием.
Можно быть равнодушным к самому себе, к своим достижениям и личному творчеству. Но разве возможно при этом избавиться от страдания, вызванного ощущением бессмысленности своего существования? Можно не стремиться к самореализации (Конкретный внутренний смысл - смотри раздел "Типы смысла"), не любить и не помогать близким людям (Конкретный внешний смысл), быть равнодушным к истине, добру и злу (Абстрактный смысл), но ради чего тогда жить?

Можно ни во что не верить. Не верить в смысл своего существования (Конкретный внутренний смысл), не верить в людей, их доброту, честность и благородство (Конкретный внешний смысл), можно не замечать красоты и гармонии мира, не любить его, не верить в высший смысл бытия, в единство мира (Абстрактный смысл), можно жить как случайная пылинка, летящая в просторах Вселенной, не нужная ни себе, ни другим. Но хочет ли кто-то из нас подобной жизни?

Избавившись от любого из страданий или ослабив его, человек на короткое время ощущает удовольствие, а иногда и моменты счастья. Но ощущение полного покоя и отсутствия страдания требует одновременно и отсутствия удовольствий. Требует прекращения всех стремлений и желаний на всех уровнях. Требует оно и отсутствия любви к любому конкретному объекту Природы.

Можно ли считать смыслом всей своей жизни – отсутствие страданий, забот, переживаний, стремлений, отсутствие любви к конкретным людям?
Зададим вопрос по-другому, - Что может гарантировать полное отсутствие страданий, забот и стремлений? Только полное отсутствие жизни.
Если допустить, что смысл жизни – это отсутствие страданий, а отсутствие страданий и полный покой – это отсутствие жизни, следовательно, и смысл жизни – в отсутствии самой жизни.

Внутренняя противоречивость прямо нам указывает на ложность подобных определений. Похожая цепочка рассуждений часто приводит людей к ложному выводу: «Смысл жизни -  в скорейшей смерти». Такая цель способна оправдать не только самоубийство, но и любое убийство любого количества людей.  Именно такими «благими намерениями вымощена дорога в ад».

Человек может и должен пытаться контролировать, а при необходимости ограничивать страдания и удовольствия на разных уровнях своего Я, но человек не может сделать своей целью отсутствие абсолютно любых страданий и удовольствий. Сама постановка подобной цели внутренне противоречива, так как подразумевает необходимость ее реализации, а значит необходимость сопутствующего удовлетворения или, наоборот, страдания - в случае не достижения цели.

Жизнь без страданий и удовольствий невозможна и с точки зрения  необходимой гармонии любого человека с окружающими людьми, с Природой. Если человек не пытается вписаться в единые связи окружающего его мира, мир обязательно отторгнет такого человека, как что-то ненужное, а значит чуждое ему.

Если провести опрос на тему – «Чего бы Вы хотели более всего в жизни? В чем самое большое счастье?», одним из самым популярным ответом будет – «Отсутствие забот, страданий и покой». Но если спросить далее – «Для чего Вам покой? Что Вы будете делать после того, как избавитесь от забот и страданий?», в ответ получим длинный перечень целей, достижению которых люди с удовольствием посвятят освободившееся время.
Следовательно, любой покой как цель – это всегда этап к удовольствию, получаемому человеком от достижения других, более важных для него целей.

Подробнее о страдании смотри в разделе  "Смысл страдания"  .

Следующий вопрос, требующий нашей проверки звучит так: "Может ли смысл жизни заключаться только в исполнении долга? в жизни ради других?".

Обратная связь


ГЛАВНАЯ "СМЫСЛЫ.RU"
 
ОБЩЕЕ О СМЫСЛАХ
О сайте "СМЫСЛЫ.RU"
О понятии "смысл"
Типы смыслов
Зачем искать смысл?
Где и как искать смысл?
"ФОРМУЛА СМЫСЛА"
 
ЧАСТНОЕ О СМЫСЛАХ
ВСЕЛЕННАЯ. Смысл существования объектов Вселенной
ЖИЗНЬ. Смысл жизни человека
СЧАСТЬЕ. Смысл счастья
СТРАДАНИЕ. Смысл страдания
ПОЗНАНИЕ. Смысл познания
ЛЮБОВЬ. Смысл любви
ТВОРЧЕСТВО. Смысл реализации и совершенствования
СВОБОДА. Смысл свободы
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Обратная связь. Вопросы и ответы.
Обратная связь. Мнения, предложения по содержанию и форме сайта (цитаты, ссылки, разделы и т.д.)
Электронные библиотеки, где можно найти цитируемые книги.
Персональная консультация
Ссылки по теме сайта СМЫСЛЫ.RU
Другие произведения авторов сайта
Скачать книгу
Карта сайта

СМЫСЛЫ.RUE-mail:smysly@mail.ru

При использовании материалов сайта ссылка на СМЫСЛЫ.RU обязательна