о смысле жизни человека и смысле существования того, что его окружает

"Но познание простых и вечных истин отличает нас от простых животных и доставляет нам обладание разумом и науками, возвышая нас до познания нас самих в Боге" (Лейбниц Г.В.)
ЖИЗНЬ. Смысл жизни человека
Главная ЖИЗНЬ. Смысл жизни человека Может ли смысл жизни заключаться только ... Смысл жизни только в познании?
Смысл жизни только в познании?

Основное отличие человека от всех других объектов Природы заключается в его способности познавать и осознавать познанное. Во всяком случае, мы так думаем. Может быть, только в познании и заключен основной смысл нашего существования?

Человеческое познание, его смысл и цель, его способы и ошибки, - все это требует особого исследования. Познанию будет посвящен отдельный раздел сайта – "Смысл познания". Попробуем выяснить, достаточно ли человеку познания для осмысленной жизни?

Отвечая на вопрос, - "Может ли смысл жизни заключаться только в отсутствии страдания?" – мы отметили, что главный источник наших страданий заключен в незнании, в том числе незнании причин страданий. У человека нет другого способа преодолеть и предотвратить страдание, иначе, как через познание.

Познавая себя, людей и Природу, мы иначе относимся к себе, к людям, к Природе. Мы становимся терпимее, перестаем ожидать то, что не должно происходить. Мы начинаем действовать так, чтобы уменьшить страдания - страдания свои, страдания людей, страдания Природы.

Но уменьшение страданий не может быть смыслом и целью жизни, поэтому и познание, имеющее своей целью лишь уменьшение страданий, также не может считаться ни смыслом, ни целью жизни.

В разделе "Зачем человеку искать смысл жизни?"    описаны положительные и отрицательные причины познания смысла жизни. Положительные причины связаны со стремлением человека получить удовольствие или удовлетворение. Отрицательные причины связаны со стремлением избежать или уменьшить страдания. Те же причины требуют любого познания вообще, а не только познания смысла жизни. Чтобы получить удовольствие и избежать страдания на любом из уровней – физическом, эмоциональном, интеллектуальном, высших чувств, духовном, необходимо познание.

Если познание не только избавляет от страданий, но является еще сильнейшим источником удовольствий - удовольствий внутренних и внешних, - так может быть, смысл жизни заключен в удовольствии от познания? Что же это за удовольствия?

 

1) Смысл жизни – в удовольствиях от внутреннего познания.

Удовольствия от получения новой информации, от рассуждений и их результатов, от создания новой информации, от интеллектуального творчества в любом виде. Удовольствия от собственных мыслей и слов, любовь к собственному знанию, к своей учености. Человек получает удовольствие от познания процессов, происходящих в нем, познания их причин и закономерностей. Познание своего физического тела и его возможностей, познание собственных чувств, познание процессов, происходящих в нашей душе, познание своей сущности, своей свободы, своих возможностей – что может быть увлекательнее?

Личное познание – такой смысл и цель жизни кажется необходимым и весьма привлекательным. Но что делать с личными знаниями? Писать книги? Но для кого? Можно ли действительно что-то узнать, ни с чем не взаимодействуя, ни с кем не общаясь, ничего не создавая? Можно ли сотворить что-то важное и необходимое только в своем уме? А если можно, то, как я узнаю, что это необходимо другим людям, необходимо Природе?

Как можно быть уверенным в истинности познания, не согласованного с познанием других людей? Можно ли игнорировать результат познания сотен поколений, живших до нас? Можно ли игнорировать эволюцию Природы, достигнувшей сегодняшнего совершенства, которое было бы невозможно без самопознания Природой самой себя?

Может ли быть счастлив ученый или философ, уединившийся в своей лаборатории, читающий книги и проводящий опыты, но при этом, абсолютно равнодушный к чувствам и потребностям окружающих? Может ли быть счастливым человек, интересующийся только своим познанием, ставящий его выше любви, сочувствия и долга? Возможно, на какое-то время. Но, упорствуя в абсолютной ценности знания, такой умник рано или поздно превратиться в «злого гения», готового переступить через все ради нового знания – знания для себя. И все это в ущерб своему же физическому телу, своим же эмоциям, своим высшим чувствам.

Самопознание как абсолютная самоцель – бессмысленно, ведь невозможно познать себя вне познания других людей, вне познания мира в целом. Человек – результат огромного количества причинно-следственных связей не только с собой, но с другими людьми, с другими объектами, с Природой, с Единым Целым. Нельзя познать связи человека, не познавая связи объектов, его окружающих.

 

2) Смысл жизни – в удовольствиях от внешнего познания.

Познание людей, как индивидуальностей и как членов общества, познание Природы – живой и неживой, все это также доставляет огромное удовольствие. Удовольствие несет не просто получение информации, а ее творческая обработка, в результате которой возникает новая информация. Но, возможно, еще большее удовольствие приносит процесс передачи своих знаний. Приятно учить и учиться, спорить и доказывать.

Нам доставляет удовольствие изучение свойств материи, строительство домов и машин, лечение организма людей, изучение чужих эмоциональных и душевных чувств, изучение процесса познания человечества, понимание сущности процессов, происходящих вокруг нас, осознание сущности человечества и Природы.

Обладание знаниями дает огромную свободу – свободу на всех уровнях. Чем больше знаешь, тем меньше зависишь, от того, чего не знаешь. А как приятно дарить людям свободу. Творчески обмениваясь информацией с другим человеком (или объектом), мы приближаемся к гармоничному единству с ним на уровне «рассудка» - возникает рассудочная любовь.

Удовольствие может принести любая новая информация о внешнем мире, даже если она не имеет практической пользы, интересен сам процесс ее получения и творческой обработки. Нам интересно знать, как размышляют другие, к каким выводам они пришли. Любопытство – следствие стремления к удовольствиям рассудка.

Но можно ли сделать целью жизни увеличение объема знаний отдельных людей, общества, человечества? Разве знание не является лишь инструментом, пускай и все более совершенным? Инструментом, который люди могут использовать для разных целей? Что даст новое знание, новая информация, новая свобода человеку, который не умеет ее использовать? Она может повредить ему. И даже не столько ему.

Понадобились миллионы человеческих жизней, чтобы в ХХ веке ученые осознали свою ответственность за знания, передаваемые обществу. Мудрость поговорки «меньше знаешь – дольше живешь» вовсе не призывает отвергнуть знание, она предостерегает от неосторожного обращения с информацией.

Любовь к передаче знаний всегда должна ограничиваться внешней любовью уровня высших чувств и внешней духовной любовью. В противном случае она способна разрушить все удовольствия на всех уровнях.

В разделе – "Может ли смысл жизни заключаться только в удовольствии?" – мы обнаружили, что никакое удовольствие и, тем более, счастье невозможны на отдельно взятом уровне или в отдельной сфере связей человека. Только гармоничная согласованность удовольствий на всех уровнях и во всех сферах может предотвратить страдание и гарантировать устойчивость удовольствий. Что бы достичь гармоничной согласованности в удовольствиях, необходимо познание. И не просто познание, а гармонично согласованное познание всех уровней и всех сфер человеческих связей.

В соответствии с одной из обоснованных ранее классификаций, смысл человеческой жизни можно разделить на Конкретный внутренний, Конкретный внешний и Абстрактный или Всеобщий. Каждому из этих смыслов соответствует свое познание.

Внутреннее познание – познание внутренних причинно-следственных связей человека на всех уровнях; познание внутренних страданий и удовольствий; познание способов поддержания внутренней гармонии; познание способов реализации возможностей по достижению внутреннего совершенства; познание внутренней любви и способов ее достижения. Все это является частью Конкретного внутреннего смысла жизни.

Внешнее познание – познание внешних причинно-следственных связей человека на всех уровнях; познание внешних страданий и удовольствий; познание способов поддержания внешней гармонии; познание способов реализации возможностей по достижению внешнего совершенства; познание внешней любви и способов ее достижения. Все это является частью Конкретного внешнего смысла жизни.

Всеобщее познание – познание причинно-следственных связей общих для человека и объектов на всех уровнях; познание абстрактных страданий и удовольствий; познание способов поддержания всеобщей гармонии; познание способов реализации возможностей по достижению всеобщего совершенства; познание всеобщей любви и способов ее достижения. Все это является частью Абстрактного смысла жизни.

Полное познание – познание причинно-следственных связей между тремя сферами существования человеческого Я. Познание гармонического единства между сферами и способов его достижения.

Таким образом, мы получили структуру познания с точки зрения отдельного человека. И снова задаем себе вопрос, - Что необходимо для полного познания внутри каждой сферы причинно-следственных связей? Возможно ли познать отдельно внутренний уровень рассудка и внешний уровень физического тела? Возможно ли осознать сущность внешних объектов не познав соответствующую сущность своего Я или сущность всеобщую? Можно ли познать один вид связи, игнорируя другие? Тем более что разделение связей производит познающий человек – и никто другой.

Для полного Внутреннего познания необходимо полное познание всех связей на всех внутренних уровнях - связей, вызывающих восприятие страданий, покоя, удовольствий. То же относится и к познанию Внешнему и Всеобщему. Но поскольку полное познание в отдельной сфере невозможно, каждая составляющая необходимо требует познания в двух других сферах.

Познание на одном уровне, в одной сфере не может быть самоцелью и смыслом жизни. Но и полное познание на всех уровнях и во всех сферах также не может быть самоцелью и смыслом жизни. Одного познания человеку недостаточно. Познание одновременно является одной из важнейших целей жизни человека, так как это необходимое средство для достижения любых других его целей. Все виды познания – необходимая составляющая смысла существования человека, условия реализации полного смысла его жизни, но не смысл в целом, не самоцель.

Кроме познания человек стремится к гармонии, любви и совершенству. Человек не может отказаться от удовлетворения этих желаний, от получения хотя бы частичного удовольствия от достижения гармонии, любви и совершенства. И для этого ему снова необходимо познание - познание себя самого, познание всей Природы и того, что их объединяет.

Франк Семен: «Мы хотим знать, чтобы жить; а жить значит, с другой стороны, жить не в слепоте и тьме, а в свете знания...  И в последней глубине нашего существа мы чувствуем, что свет знания и искомое нами высшее благо жизни суть две стороны одного и того же начала» («Смысл жизни»).

Подробнее о познании смотри в разделе  "Смысл познания"  .

Следующее утверждение, требующее проверки звучит так: "Может ли смысл жизни заключаться только в любви?".

Обратная связь


ГЛАВНАЯ "СМЫСЛЫ.RU"
 
ОБЩЕЕ О СМЫСЛАХ
О сайте "СМЫСЛЫ.RU"
О понятии "смысл"
Типы смыслов
Зачем искать смысл?
Где и как искать смысл?
"ФОРМУЛА СМЫСЛА"
 
ЧАСТНОЕ О СМЫСЛАХ
ВСЕЛЕННАЯ. Смысл существования объектов Вселенной
ЖИЗНЬ. Смысл жизни человека
СЧАСТЬЕ. Смысл счастья
СТРАДАНИЕ. Смысл страдания
ПОЗНАНИЕ. Смысл познания
ЛЮБОВЬ. Смысл любви
ТВОРЧЕСТВО. Смысл реализации и совершенствования
СВОБОДА. Смысл свободы
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Обратная связь. Вопросы и ответы.
Обратная связь. Мнения, предложения по содержанию и форме сайта (цитаты, ссылки, разделы и т.д.)
Электронные библиотеки, где можно найти цитируемые книги.
Персональная консультация
Ссылки по теме сайта СМЫСЛЫ.RU
Другие произведения авторов сайта
Скачать книгу
Карта сайта

СМЫСЛЫ.RUE-mail:smysly@mail.ru

При использовании материалов сайта ссылка на СМЫСЛЫ.RU обязательна