о смысле жизни человека и смысле существования того, что его окружает

"Но познание простых и вечных истин отличает нас от простых животных и доставляет нам обладание разумом и науками, возвышая нас до познания нас самих в Боге" (Лейбниц Г.В.)
ЖИЗНЬ. Смысл жизни человека
Главная ЖИЗНЬ. Смысл жизни человека Может ли смысл жизни заключаться только ... Смысл жизни только в любви?
Смысл жизни только в любви?

Для большинства людей, возможно, именно любовь является самым походящим кандидатом для ответа на вопрос о смысле жизни. Любовь - это то, что приносит удовольствие и облегчает страдание, без любви немыслимо счастье, любовь помогает исполнять долг и совершенствоваться. Но достаточно ли одной любви для понимания смысла жизни?

Сразу договоримся, говоря здесь о любви, мы не имеем права ограничивать это понятие какими-то частными ее проявлениями. Любовь – это не только эмоция, не только чувство между мужчиной и женщиной или между родителями и детьми. Изучая любовь с точки зрения смысла жизни, мы обязаны говорить о ней как о всеобщем универсальном мировом понятии.

Любовь – настолько всеобъемлющее понятие, что в него вмещается практически любая человеческая цель. И не только человеческая.

Понятие любви часто используется применительно к животным, растениям, и к, так называемым, неодушевленным объектам Вселенной. Не менее часто мы думаем о любви к миру, к Природе, к Богу.

Мало кто сомневается, что понятие любви как-то связано с понятием силы и энергии. Сила и энергия любви для многих из нас вполне реальны. Настолько реальны, что, кажется, превосходят многие другие реальные силы и энергии. А что в Природе может быть более универсальным, чем сила и энергия?

Любовь – это то, что дает человеку сильнейшее, возможно максимальное, удовольствие. И если кто-то считает, что смысл его жизни в удовольствиях, то мимо любви ему не пройти.

Любовь – это то, что приносит человеку счастье. И если смысл жизни для кого-то в счастье, то любовь – это одна из необходимых составляющих такого смысла. 

Любовь – это то, что позволяет нам не замечать страданий. И если кто-то стремится в жизни к минимуму страданий, ему не обойтись без любви.

Так что же такое любовь? Что люди подразумевают под этим понятием? Существует много разных взглядов на природу любви. Каждый соответствует какому-либо уровню или сфере ее проявления.

Любовь пытаются свести то к продолжению рода, то к моральным принципам, то к социальному долгу, то к психологическим состояниям эмоциональной сферы, то к химическим и физическим взаимодействиям атомов и молекул и так далее и тому подобное. Но все это лишь частичные определения, сужающие смысл любви.

Сейчас в нашу задачу не входит подробное рассмотрение этого вопроса, которому будет посвящен отдельный раздел - "Смысл любви". Приведем несколько цитат, выражающих всеобщий смысл человеческой любви.

Библия, Новый Зевет: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Колос. 3:14).

Спиноза Бенедикт: «Любовь есть соединение с объектом, который наш разум считает прекрасным и добрым, и мы разумеем здесь соединение, посредством которого любовь и любимое становятся одним и тем же и составляют вместе одно целое» («Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье»).

Толстой Лев Николаевич: «Всякий  человек  знает,  что  в чувстве  любви  есть что-то  особенное, способное  разрешать  все противоречия  жизни  и давать человеку  то  полное благо, в  стремлении  к  которому состоит его жизнь» («О жизни»).

Соловьев Владимир Сергеевич: «Любовь, как действительное упразднение эгоизма, есть действительное оправдание и спасение индивидуальности» («Смысл любви»).

Франк Семен: «Любовь не есть холодная и пустая, эгоистическая жажда наслаждения, но любовь и не есть рабское служение, уничтожение себя для другого. Любовь есть такое преодоление нашей корыстной личной жизни, которое именно и дарует нам блаженную полноту подлинной жизни, и тем осмысляет нашу жизнь. Понятия «объективного» и «субъективного» блага здесь равно недостаточны, чтобы выразить благо любви, — оно выше того и другого: оно есть благо жизни через преодоление самой противоположности между «моим» и «чужим», субъективным и объективным» («Смысл жизни»).

Мень Александр: «Ненависть есть отталкивание, любовь — единство».

Если нас интересует максимально общее определение любви, мы должны постараться абстрагироваться от ее конкретных проявлений, которые затем могут быть выведены из этого общего определения. В общем случае, всякое расширение границ своего Я, всякое стремление к единению с другими Я, с другими объектами Природы, со всей Природой в целом, стремление растворится во всем этом, - все это есть любовь.

Всякая отгороженность, всякое стремление к приоритету своего Я, к обособлению от других Я, от других объектов Природы, от Единого - все это ведет к страданию. Крайняя степень проявления такого обособления – «любовь» только к себе одному, ни к кому и ни к чему более. И соответственно ведет такая «любовь» к крайней степени человеческого страдания.

Что мы имеем в виду, когда говорим, - Человек любит что-то или кого-то?

Как известно из опыта, объектом любви может быть что угодно, от животного, человека, одежды или дома до Земли, Солнца, Природы в целом и, наконец, Бога. В акте любви, по-моему, заложено, как минимум, три смысла.

Человек может:

А) пассивно воспринимать чью-то любовь;

Б) активно осознавать свою любовь к чему-то (кому-то);

В) активно стремиться к любви, к познанию какого-то объекта любви.

Введем пока без доказательства определение любви. ЛЮБОВЬ человека (индивидуальности) к какому-либо объекту – есть стремление к гармоничному единству человека (индивидуальности) с этим объектом, а также восприятие и осознание этого гармоничного единства.

Для любви важно не просто единство, уничтожающее индивидуальность человеческого Я, растворяющее человека в объекте любви или, наоборот, растворяющее объект любви в человеческом Я. Если нет Я или нет объекта любви, не может быть и любви. Любовь это единство в целом, означающее согласованность, сочетающую одновременно единство и индивидуальность любящего Я и объекта его любви.

Любовь, как любая связь, может быть классифицирована аналогично классификации причинно-следственных связей человека, аналогично классификации удовольствий и страданий (смотри разделы "Типы смыслов", а также "Может ли смысл жизни заключаться только в удовольствиях?").

Каждой группе удовольствий соответствует свой тип любви. На каждом уровне существует какое-то частное проявление восприятия и стремления, называемое любовью. Как писал Франсуа де Ларошфуко, - Любовь одна, но принимает разные обличья.

Внутренние удовольствия включают в себя внутреннюю любовь на всех уровнях. Внешние удовольствия содержат внешнюю любовь к различным объектам на всех уровнях. В абстрактных удовольствиях - всеобщая любовь ко всему.

На уровне «физического тела» человек стремится к "физической любви" – к гармоничному физическому единению с объектом любви. И это не только половая любовь (лишь частный случай), это желание иметь максимальный контакт с любым объектом любви, контакт, максимально использующий все восприятия «физического тела». Стремление видеть его, слышать, осязать, находиться рядом в пространстве-времени. Объектом такой «физической любви» может быть свое тело, любой человек, группа людей, животное, растение, любой «физический» объект, любое место на Земле, вся Земля, Солнце, звезды и т.д.

Наш уровень «эмоций» стремится к «эмоциональной любви» - к гармоничному эмоциональному единению с объектом любви. Стремится одновременно воспринимать от объекта и отдавать объекту одни и те же эмоции – и не только эмоции радости.

Объектом «эмоциональной любви» может быть и сам человек, и супруг, и дети, и родители, вообще любой человек или любая группа людей, животное, любой предмет, как «физический», так и «не физический» (объект, воспринимаемый на других уровнях). Это могут быть мысли, чувства, слова (стихи), звуки (музыка), идеи и т.д. Радость возникает от познания общих причин и принципов, от ощущения единства с Природой и Богом. Главное условие «эмоциональной любви» – возможность гармоничного единения с этим объектом на эмоциональном уровне.

На интеллектуальном уровне человек стремится к «интеллектуальной любви» - к гармоничному интеллектуальному единению с объектом любви. Стремится одновременно воспринимать от объекта и отдавать объекту одни и те же мысли, слова, идеи, образы, говорить на одном языке. Стремится к объектам, с которыми можно делиться своими размышлениями, передавать им информацию, у которых, в свою очередь, можно получить новые знания, новую для себя информацию.

Объектом «интеллектуальной любви» может быть не только свое Я, другой человек или сообщество людей, говорящих на одном языке и обладающих общими знаниями. Это может быть книга, компьютер и любой другой источник или носитель информации. Это могут быть любые объекты, позволяющие познать общие принципы и причины, познать всеобщее единство и всеобщую необходимость.

Уровень «высших чувств» человека стремится к «высшей душевной любви» - к гармоничному душевному единению с объектом любви. Стремится одновременно воспринимать от объекта и отдавать ему одни и те же высшие чувства – уважения, совместного творчества и совершенствования. Мы стремимся ощутить душевную близость, душевное родство, душевную теплоту.

Это любовь к человеку (в том числе, к себе) как личности – неповторимой индивидуальности. Это стремление подарить объекту любви «высшую радость» и для этого человек готов пожертвовать практически всем на уровнях «рассудка», «эмоций» и «физического тела». Это «сердечная» любовь не только к одному человеку, не только к близким, не только к общности людей, к которой принадлежим. Это может быть любовь к любым живым существам, любым объектам Природы, а также к тому, что объединяет эти объекты.

На духовном уровне человек стремится к «духовной любви» - к ощущению внутренней гармонии, к гармоничному духовному единению не только с конкретным человеком, не только с группой людей, но и к единению со всеми объектами Природы, частями которой являются люди. Стремится к осознанию единства, сущности-смысла-цели бытия не только своего Я, не только всех людей, но и всей Вселенной. Стремится к единству с каждым объектом - от атома и мотылька до планеты Земля и скопления галактик. Стремится к духовному единству с Высшей силой, с Сознанием, с Духом, с Богом, с Абсолютом (названия здесь могут быть самые разные).

Так какое же из перечисленных частных проявлений любви является или может быть сделано смыслом человеческой жизни? Оказывается, ни одно из них в отдельности не может быть смыслом жизни, не может принести полного удовлетворения и хоть сколько-нибудь длительного счастья.

Например, одним из самых сильных удовольствий считается физическая любовь. Познание и творчество, связанные с физической близостью, дарят людям много наслаждений. Это трудно отрицать. Но сделайте физическую любовь целью жизни, отбросьте все ради максимальной частоты восприятия ее проявлений, и … страдания накроют вас с головой. Страдать будет и физическое тело, и затухающие эмоции, и опозоренные высшие чувства, и потерявшееся в мире сознание. Без гармоничной любви на всех уровнях, «физическая любовь» быстро угаснет и уже не вернется, а жизнь-то останется.

Франкл Виктор: «Чем больше внимание  смещается с партнера на сам половой акт, тем больший ущерб наносится половому акту…, здесь опять целью ставится то, что в норме является лишь сопутствующим эффектом и должно им оставаться, если мы не хотим, чтобы оно было нарушено» («Человек в поисках смысла»).

Любовь уровня «высших чувств» между двумя людьми часто воспевается поэтами как высшее проявление любви. Но «высшее» не может быть ограничено. Пока не преодолена индивидуальность и обособленность, а на этом уровне она еще сохраняется, - до тех пор любовь не достигла предела.  Мало отдать всего себя ради любимого человека (и не только человека), необходимо осознать свое гармоничное единство с ним, почувствовать обоюдную необходимость друг для друга, найти общую цель и познать способы ее совместного достижения.

Франкл Виктор: «Любовь можно определить как возможность сказать кому-то "ты" и еще сказать  ему "да". Иными словами: это  способность понять человека в его сути, в его конкретности, в его уникальности  и неповторимости, однако понять в нем не только его суть и конкретность, но и его ценность, его необходимость. Это и значит  сказать  ему "да"» («В борьбе за смысл»).

Сказанное касается не только любви к супругу или ребенку, это общий принцип для любви к сообществу людей, к окружающей Природе, к Земле и т.д.

Любовь физическая без любви эмоциональной, любовь эмоциональная без любви душевной, любовь душевная без любви духовной, а любовь духовная без любви интеллектуальной рано или поздно ведут к страданию, – именно об этом нам говорит опыт человечества. Об этом говорит повседневный опыт каждого человека.

Любовь внутренняяк себе и к своим частям, невозможна без любви внешней – к людям, к любым объектам Природы. Любовь внешняя, в свою очередь, невозможна без любви абстрактной, всеобщей – ко всей Природе в целом, к Единству всех объектов, к Абсолюту, к Богу.

Верно и обратное утверждение. Никакая всеобщая любовь невозможна без любви к каждому конкретному объекту, невозможна она и без любви к самому себе.

Исходя из введенного определения, любовь – это стремление к гармоничному единству, любовь – это восприятие гармоничного единства, любовь – это осознание гармоничного единства. А можно ли достичь гармоничного единства в одной сфере связей человека? Можно ли достичь гармоничного единства на одном уровне связей человека?  Можно ли достичь гармоничного единства с объектами, произвольно избранными человеком?

Частичное гармоничное единство невозможно по определению. Любое проявление любви в одной сфере, на одном уровне, к одной группе объектов всегда будет частичным и неполным, всегда будет только шагом на пути к любви полной, к полному гармоничному единству.

Отвечая на вопрос, – "Может ли смысл жизни заключаться только в удовольствии?" – мы обнаружили, что никакое удовольствие и, тем более, счастье невозможны на отдельно взятом уровне или в отдельной сфере связей человека. Только гармоничная согласованность удовольствий на всех уровнях и во всех сферах может предотвратить страдание и гарантировать устойчивость удовольствий. Что бы достичь гармоничной согласованности в удовольствиях, необходимо познание.

Отвечая на вопрос, – "Может ли смысл жизни заключаться только в познании?" – мы пришли к пониманию, что необходимо не просто познание, а гармонично согласованное познание всех уровней и всех сфер человеческих связей. Полное познание заключается в познании причинно-следственных связей между тремя сферами существования человеческого Я – Внутренней, Внешней и Всеобщей. В познании гармонического единства между сферами и способов его достижения.

Удовольствия и счастье требуют познания и любви. Любовь нуждается в познании. Познание невозможно без любви. Любовь требует увеличения гармонии в единстве, а значит, требует действий – действий по направлению к гармонии и к единству. Но невозможно достичь гармоничного единства в отдельной сфере, на одном уровне связей человеческой жизни.

Частичная любовь не может быть целью и смыслом жизни, так же как частичное удовольствие или частичное познание. Частичная любовь – любовь на каждом отдельном уровне, в каждой отдельной сфере – необходимая составляющая смысла существования человека. Частичная любовь – необходимое условие реализации полного смысла жизни, но не смысл в целом, не самоцель.

Полная любовь требует полного познания и полного удовольствия, и лишь все вместе они могут принести полное счастье.

Так, может быть, смысл жизни и заключен в гармоничном единстве полной любви, полного познания, полного удовольствия и полного счастья?

Если так, то как человек может узнать, что он должен делать, чтобы достичь полной любви, полного познания, полного удовольствия и полного счастья? Ведь, задаваясь вопросом о смысле (в т.ч. и о цели) своей жизни, мы хотим найти принцип, которым сможем руководствоваться в своих действиях.

Зачем знать смысл жизни, если не руководствоваться этим знанием в каждом своем действии? Наша жизнь как раз и состоит из наших же действий, а точнее, из взаимодействий – с собой, с объектами, с миром.

Без действий невозможно достичь ни удовольствия, ни счастья, ни познания, ни любви. Чтобы действовать, необходимо осознать способ действия, осознать возможные последствия своих действий. То есть сначала осознать возможности, а затем их реализовать.

Для полноты понимания смысла и цели не хватает еще двух понятий – «реализация возможностей» или творчество и «совершенствование». Может быть, именно в реализации своих возможностей и в стремлении к совершенству заключается ответ на главный вопрос – В чем смысл жизни?

Подробнее о любви смотри в разделе  "Смысл любви"  .

 

Следующая гипотеза, требующая проверки звучит так: "Может ли смысл жизни заключаться только в реализации возможностей? в совершенствовании?".

Обратная связь


ГЛАВНАЯ "СМЫСЛЫ.RU"
 
ОБЩЕЕ О СМЫСЛАХ
О сайте "СМЫСЛЫ.RU"
О понятии "смысл"
Типы смыслов
Зачем искать смысл?
Где и как искать смысл?
"ФОРМУЛА СМЫСЛА"
 
ЧАСТНОЕ О СМЫСЛАХ
ВСЕЛЕННАЯ. Смысл существования объектов Вселенной
ЖИЗНЬ. Смысл жизни человека
СЧАСТЬЕ. Смысл счастья
СТРАДАНИЕ. Смысл страдания
ПОЗНАНИЕ. Смысл познания
ЛЮБОВЬ. Смысл любви
ТВОРЧЕСТВО. Смысл реализации и совершенствования
СВОБОДА. Смысл свободы
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Обратная связь. Вопросы и ответы.
Обратная связь. Мнения, предложения по содержанию и форме сайта (цитаты, ссылки, разделы и т.д.)
Электронные библиотеки, где можно найти цитируемые книги.
Персональная консультация
Ссылки по теме сайта СМЫСЛЫ.RU
Другие произведения авторов сайта
Скачать книгу
Карта сайта

СМЫСЛЫ.RUE-mail:smysly@mail.ru

При использовании материалов сайта ссылка на СМЫСЛЫ.RU обязательна