о смысле жизни человека и смысле существования того, что его окружает

"Но познание простых и вечных истин отличает нас от простых животных и доставляет нам обладание разумом и науками, возвышая нас до познания нас самих в Боге" (Лейбниц Г.В.)
Смысл существования объектов Вселенной с точки зрения авторов по алфавиту
  •  
Главная Смысл существования объектов Вселенной с точки зрения авторов по алфавиту
Смысл существования объектов Вселенной с точки зрения авторов по алфавиту

Шлем Тора

Ниже приводится список литературы, рекомендуемой к разделу «Смысл существования объектов Вселенной». Список отражает личное мнение авторов сайта, поскольку каждое произведение было ими лично прочитано. Если, по Вашему мнению, здесь не хватает какой-то важной книги - напишите нам.

Эти и другие произведения Вы можете найти в разделе сайта  Электронные библиотеки.

Аврелий Марк (121-180)
   «Наедине с собой»

Аристотель (384 до н.э.-322 до н.э.)
   «Метафизика»
   «Физика»

Бердяев Николай Александрович (1874-1948)
   «Смысл творчества»

Библия, Ветхий Завет
   «Бытие»
   «Книга Екклесиаста»

Библия, Новый Завет
   «Евангелие от Иоанна»

Будда Сиддхартха Гаутама (563 до н.э.-483 до н.э.)
Буддийский канон
   «Типитака»
   «Дхаммапада»

Вайнберг Стивен (р.1933)
  «Мечты об окончательной теории»

Гегель Георг (1770-1831)
   «Энциклопедия философских наук»

Гейзенберг Вернер (1901-1976)
  «У истоков квантовой теории»
   «Физика и философия»

Гете Иоганн (1749-1832)
  «Природа»

Гермес Трисмегист
  «Изумрудная скрижаль»
  «Поймандр»
  «Асклепий»

Декарт Рене (1596-1650)
  «Рассуждения о методе»
  «Разыскания истины»
  «Размышления о первой философии»

Джордано Бруно (1548-1600)
  «О причине, начале и едином»

Кант Иммануил (1724-1804)
   «Всеобщая естественная история неба»
   «Критика чистого разума»

Кеплер Иоган (1571-1630)
   «Гармония мира»

Кузанский Николай (1401-1464)
   «Об ученом незнании»

Лао-Цзы (IV век до н.э.)
   «Дао Дэ Цзин»

Лейбниц Готфрид (1646-1716)
   «Начала природы и благодати, основанные на разуме»
   «Теодицея»
   «Порядок есть в природе»
   «Монадология»
   «О глубинном происхождении вещей»
   «Против варварства в физике»
   «Абсолютно первые истины»
   «Об универсальной науке или философском исчислении»

Махабхарата

Ньютон Исаак (1642-1727)
   «Математические начала натуральной философии»
   «Оптика»

Парменид (ок.540 до н.э.-450 до н.э.)
   «О природе»

Планк Макс (1858-1947)
   «Единство физической картины мира»

Платон (427 до н.э.-347 до н.э.)
   «Парменид»
   «Тимей»
   «Государство»

Порфирий (233-306)
   «Жизнь Пифагора»

Пригожин Илья (1917-2003)
   «Порядок из хаоса»

Рамачакара (1862-1932)
   «Религии и тайные учения Востока»

Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900)
   «Философские начала цельного знания»
   «Критика отвлеченных начал»
   «Чтения о Богочеловечестве»

Спиноза Бенедикт (1632-1677)
   «Богословско-политический трактат»
   «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом»
   «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье»

Фихте  Иоганн (1762-1814)
   «Назначение человека»

Франк Семен Людвигович (1877-1950)
   «Реальность и человек»

Хайдеггер Мартин (1889-1976)
   «Бытие и время»

Хокинг Стивен (р. 1942)
   «Краткая история времени»

Циолковский Константин Эдуардович (1857-1935)
   «Монизм вселенной»
   «Причина космоса»
   «Воля вселенной»

Чижевский Александр Леонидович (1897-1964) 
   «Теория космических эр»
   «Земное эхо солнечных бурь»

Шмаков Владимир Алексеевич (ок.1887-ок.1927)
   «Великие Арканы Таро»

Шопенгауэр Артур (1788-1860)
   «Мир как воля и представление»

Эйнштейн Альберт (1879-1955)
   «Мотивы научного исследования»
   «О науке»
   «Религия и наука»
   «Сущность теории относительности»  

Ямвлих (280-330)
   «О пифагоровой жизни»  

 

 

 

 

Аврелий Марк
«Тот, кто не знает, что есть мир, не знает и места своего пребывания. Не знающий же назначения мира не знает ни того, кто он сам, ни того, что есть мир. Тот же, кто остается в неведении относительно какого-нибудь из этих вопросов, не мог бы ничего сказать и о своем собственном назначении».
«Наедине с собой»

Аврелий Марк
«Чаще размышляй о связи всех вещей, находящихся в мире, и об их взаимоотношении. Ибо все они как бы переплетены между собою и поэтому в содружестве друг с другом, следуя друг за другом в определенном порядке. Это объясняется непрерывностью движения, общей согласованностью и единством сущности».
«Наедине с собой»

Аврелий Марк
«Или смешение, сплетение и рассеяние, или же единение, порядок и промысел. Если допустить первое то, что может побудить меня оставаться далее в этой дикой путанице и смятении? Что может волновать меня? Что бы я ни делал, и до меня дойдет рассеяние. Если же допустить второе, то я преисполняюсь благоговения и мужества и уповаю на промысел».
«Наедине с собой»

Аврелий Марк
«Всегда следует помнить о том, какова природа Целого, какова моя природа, каково отношение второй к первой и какой частью какого Целого она является, а также о том, что никто не может помешать всегда действовать и говорить согласно природе, часть которой ты составляешь». 
«Наедине с собой»

Аврелий Марк
«Помни, что, как совестно изумляться, если смоковница производит смокву, точно так же – если мир производит нечто, что производить ему свойственно».
«Наедине с собой»

Аристотель
«Если связывают [связанное на деле], имеется истинное, если же такого связывания нет, то – ложное»
«Метафизика», кн.9

Аристотель
«Цель познания в том, чтобы знать, почему вещь существует, а не только что она есть…  Природа вещи есть ее цель, то ради чего она существует».
«О душе»

Аристотель
«Причиной называется [1] то содержимое вещи, из чего она возникает;… [2] форма, или первообраз, а это есть определение сути бытия вещи, а также роды формы, или первообраза (например, для октавы – отношение двух к одному и число вообще), и составные части определения; [3] то, откуда берет первое свое начало изменение или переход в состояние покоя;… производящее есть причина производимого, и изменяющее – причина изменяющегося; [4] цель, т.е. то, ради чего…».
«Метафизика», кн.5

Аристотель
«Природа никогда не действует понапрасну». 
«О небе»

Аристотель
«Существо есть цель возникновения».
«Метафизика», кн.5

Аристотель 
«Природа двояка: с одной  стороны,  [она выступает] как  материя,  с  другой -- как форма, она же  цель, а  ради цели существует все остальное, то она, [форма], и будет причиной "ради чего"».
«Физика», кн.2

Аристотель 
«Ведь природа есть цель и «ради чего»: там, где при непрерывном движении имеется конечная остановка, она и есть цель и «ради чего». Поэтому и смешно, когда поэт, увлекаясь, дошел до того, что сказал: «Нашел кончину, ради которой родился» (Эврипид, фрагм. 93). Желательно ведь, чтобы не все было конечной целью, но наилучшее».
«Физика», кн.2

Аристотель
«Из других родов сущего ни один не может существовать отдельно, одна лишь сущность может».
«Метафизика», кн.7

Аристотель
«Сущность есть некоторое начало и причина», и «причина, если исходить из определения, - это суть бытия вещи; у одних вещей причина – это цель…, а у других – первое движущее».
«Метафизика», кн.7

Аристотель
«В какой мере каждая вещь причастна бытию, в такой и истине».
«Метафизика», кн.2

Аристотель
«Природа никогда не затрачивает своего труда напрасно и не упускает ничего необходимого».
«О душе», кн.3

Бергсон Анри
«Я тогда лишь начал философствовать, когда у меня возник вопрос, почему я существую; и когда я отдал себе отчет в связи, соединяющей меня с остальной Вселенной, затруднение было только отстранено: я хочу знать, почему существует Вселенная, и если я связываю Вселенную с имманентным или трансцендентным Принципом, поддерживающим или создающим ее, моя мысль успокаивается на этом принципе только на несколько мгновений; возникает та же самая проблема, на этот раз во всей ее полноте и всеобщности: почему нечто существует? как это понять?»
«Творческая эволюция»

Бердяев Николай Александрович
«Бог хочет, чтобы не только Бог был, но и человек был. В этом – смысл  мира».
«Смысл творчества»

Бердяев Николай Александрович
«Бог личный -  Бог  троичный, три Лица Божественной Троицы. Только с Лицами Божественной Троицы возможно личное общение и соединение. Бог единый – безличен...   Мир и есть внутренняя драма Троичности.  И можно сказать, что Бог совершенно трансцендентен человеку и что Он совершенно ему имманентен. Во мне должен раскрыться не только Бог и божественное, но и человек, мое человеческое, т.е. человек должен родиться в Боге. Множественность в мире  имеет религиозно – субстанциальный смысл. Божественное бытие – моноплюрально...  Любовь внутри Лиц Божественной Троицы и есть Божественная динамика. Необходимо признать  творческую эволюцию, развитие как процесс теогонический, космогонический и антропогонический"... "Теизм не христианский без Троичности и без Христа, ужасен, мертвен и не нужен»  
«Смысл творчества»

Бердяев Николай Александрович
«Творчеством может быть названо лишь то, что порождено самобытной субстанцией, обладающей  мощью прироста мощи в мире...   Если мир не есть иерархия личных субстанций, обладающих свободной и оригинальной мощью, то в мире творчество невозможно...  Мир насквозь есть иерархия живых существ, оригинальных личностей, способных к творческому приросту бытия. Тот процесс, который порождается внешним соотношением мировых субстанций и их перераспределением, есть эволюция».
«Смысл творчества»

Бердяев Николай Александрович 
«Дарвинизм есть пассивно  –  послушное описание факторов рабской необходимости в природном бытии без прозрения скрытой за этой необходимостью свободы творящего...   Наука может лишь описывать факторы борьбы за существование и естественного подбора, но философия ставит вопрос о происхождении такого порядка природы. В сущности, дарвинизм не в силах объяснить начала развития, как не знает его конца, он описывает лишь середину процесса развития и внешние его факторы...  Научное отрицание творчества порождено религиозным отрицанием творчества. Механический и материалистический взгляд на природу мира есть лишь обратная сторона христианско-аскетического мироощущения. Христианство изгнало духов природы и тем механизировало природу. В этом смысле наука  –  порождение христианства». 
«Смысл творчества»

Бердяев Николай Александрович
«Космос и есть красота как сущее. Космическая красота – цель мирового процесса, это иное высшее бытие, бытие творимое. Природа красоты – онтологическая и космическая. Но все определения красоты – формальны и частичны. Красота в своей последней сущности – неопределима, красота – великая тайна».
«Смысл творчества»

Бердяев Николай Александрович
«Индивидуализм принижает человека, не хочет знать мирового, вселенского содержания человека. Судорожно хочет индивидуалист освободить себя от мира, от космоса и достигает лишь рабства. Ибо внутреннее отделение себя от вселенной есть неизбежно внешнее себя ей порабощение...   Индивидуальность, достигшая абсолютного отъединения и отчуждения от вселенной, от иерархии живых существ, превратилась бы в небытие, истребилась бы без остатка...  Человек – органический член мировой, космической иерархии, и богатство его содержания прямо пропорционально его соединению с космосом...  Но свободный волевой акт должен иметь содержание, предмет, цель – он не может быть пустым, беспредметным, бесцельным».
«Смысл творчества»

Бруно Джордано
«Раз дано, что имеются бесчисленные индивидуумы, то всякая вещь есть Единое, и познание этого единства является целью и пределом всех философий и естественных созерцаний».
«О причине, начале и едином»

Бруно Джордано
«Цель и конечная причина, которую полагает себе Деятель, - это совершенство вселенной; последнее же состоит в том, что в различных частях материи все формы имеют актуальное существование. Этой целью Интеллект восхищается и наслаждается в такой степени, что он никогда не утомляется в извлечении из материи всех родов форм, как, кажется, полагает и Эмпедокл».
«О причине, начале и едином»

Булгаков С.Н.
«Каждый определенный объем пространства, каждое определенное место может быть заполнено одновременно только одной вещью и становится на это время непроницаемым для всякой другой вещи. Пространство есть непроницаемость материи и практически опознается как граница и форма. Из этого взаимного ограничения возникает внешняя форма любого тела, как ограниченная область его бытия».
«Свет Невечерний. Созерцания и умозрения»

Вайнберг Стивен
«Мы верим, что когда спрашиваем, почему мир такой, какой он есть, а затем спрашиваем, почему предыдущий ответ такой, а не иной, то в конце этой цепочки объяснений мы обнаружим несколько простых принципов поразительной красоты». 
«Мечты об окончательной теории», гл.6

Витгенштейн Людвиг
«Философское Я не есть человеческое существо, не человеческое тело или человеческая душа с ее психологическими свойствами, но метафизический субъект, граница (не часть) мира».
«Тетради 1914-1916 гг.»

Гейзенберг Вернер
«Современная физика идет вперед по тому же пути, по которому шли Платон и пифагорейцы. Это развитие выглядит так, словно в конце его будет установлена очень простая формулировка закона природы, какой ее надеялся видеть еще Платон… Многие физики в этом отношении разделяют их (пифагорейцев) веру, однако до сих пор еще никто не дал действительно убедительного доказательства, что это должно быть именно так».  
«У истоков квантовой теории»

Гейзенберг Вернер
«В античные времена употребляли определение красоты как гармонии: различные части целого хорошо подходят и к самому целому, и друг к другу… "Частями целого" здесь являются свойства всех чисел и законы геометрических построений, в то время как само "целое" является фундаментальной системой математических аксиом, которая включает и арифметику, и евклидову геометрию, - то есть величественной структурой внутренних связей, обусловленных внутренней согласованностью этой аксиоматической системы. А нам дано воспринимать то, что отдельные части этой системы подходят друг к другу как действительно части этого единого целого. И мы без всяких колебаний и лишних размышлений - просто интуитивно - чувствуем полноту и простоту этой аксиоматической системы, чувствуем, насколько она прекрасна. Проблема красоты, таким образом, ассоциируется со старой проблемой противопоставления "единого" "многому", то есть проблемой, которая занимала - в тесной связи с проблемой "существование - становление" - центральное место в ранней греческой философии… Математическое соотношение может позволить объединить две части, первоначально независимые, в одно целое, причем объединение это приводит к красоте». 
"Смысл и значение красоты в точных науках", Речь в Баварской академии изящных искусств, 1970

Гераклит
«Абсолютное, расходясь в себе, сходится с собою; единое, различаясь от себя, согласуется с собою, осуществляет гармонию в различии».  
цитата по Трубецкой С.Н. "Метафизика в древней Греции"

Гегель Георг
«На характер любой части Вселенной так глубоко воздействуют ее связи с другими частями и целым, что невозможно никакое истинное высказывание относительно какой-либо части, если не определяется ее место в целом. Поскольку ее место в целом зависит от всех других частей, истинное высказывание относительно ее места в целом будет в то же время определять место любой другой части в целом»

Гете Иоганн
«По сути дела я изучал Природу и искусство всегда лишь эгоистически, именно: чтобы формировать себя… Эта жажда как можно выше вознести к небесам пирамиду моего существования, основание, которой мне дано и упрочено, перевешивает все остальное и ни на мгновение не утоляется… Кто знает – не есть ли человек снова лишь бросок к более высокой цели?»  

Гете Иоганн
«Всякое живое существо не есть нечто единичное, а является известной множественностью, даже в той мере, в какой оно нам кажется индивидуумом, оно все же остается собранием живых самостоятельных существ. Чем менее совершенно существо, тем более эти части одинаковы или похожи друг на друга, и тем более подобны целому». 

Гете Иоганн
«Она выращивает свои творения из ничего и не сообщает им, откуда они пришли и куда идут. Их дело идти. Дорога ведома ей.  У нее мало пружин, но ни одна не изношена… Ее представление всегда ново, ибо она непрерывно поставляет новых зрителей. Жизнь - прекраснейшая из ее выдумок. Смерть - художественный прием для создания жизней… Ее законам покоряются, даже противясь им; она заставляет действовать с ней заодно и тех, кто хочет действовать против нее».
«Природа»

Гете Иоганн
«Природа! Мы окружены и охвачены Ею и не можем не выйти из Нее, ни глубже в Нее проникнуть. Все люди в Ней, и Она во всех.… Она расчленилась для того, чтобы наслаждаться Собою. Она позволяет всякому ребенку мудрить над Собой, каждому глупцу судить о Ней; тысячам тупо проходить мимо и ничего не видеть. Ее законам повинуются даже тогда, когда противятся им; даже и тогда действуют с Ней согласно, когда хотят действовать против Нее... Она скрывается под тысячами имен и названий, и всегда одна и та же… Всегда целостная, она не бывает закончена»
«Природа» 

Гете Иоганн
«Каждому из ее созданий дана особая сущность, каждое ее явление - обособленное понятие, все вместе, однако, - единое целое».
«Природа» 

 

Дарвин Чарльз
«Любопытно созерцать густо заросший берег, покрытый многочисленными, разнообразными растениями с поющими в кустах птицами, порхающими вокруг насекомыми, ползающими в сырой земле червями, и думать, что все эти прекрасно построенные формы, столь отличающиеся одна от другой и так сложно одна от другой зависящие, были созданы благодаря законам, еще и теперь действующим вокруг нас. Эти законы, в самом широком смысле: Рост и Воспроизведение, Наследственность…, Изменчивость, зависящая от прямого или косвенного действия жизненных условий и от употребления и неупотребления, Прогрессия возрастания численности — столь высокая, что она ведет к Борьбе за жизнь и ее последствию — Естественному Отбору… . Есть величие в этом воззрении, по которому жизнь с ее различными проявлениями Творец первоначально вдохнул в одну или ограниченное число форм; и между тем как наша планета продолжает вращаться согласно неизменным законам тяготения, из такого простого начала развилось и продолжает развиваться бесконечное число самых прекрасных я самых изумительных форм».
«О происхождении видов путем естественного отбора»

Дарвин Чарльз  
«Другой источник убежденности в существовании бога, источник, связанный не с чувствами, а с разумом, производит на меня впечатление гораздо более веского. Он заключается в крайней трудности или даже невозможности представить себе эту необъятную и чудесную вселенную, включая сюда и человека с его способностью заглядывать далеко в прошлое и будущее, как результат слепого случая или необходимости. Размышляя таким образом, я чувствую себя вынужденным обратиться к Первопричине, которая обладает интеллектом, в какой-то степени аналогичным разуму человека, т. е. заслуживаю названия Теиста (Насколько я в состоянии вспомнить, это умозаключение сильно владело мною приблизительно в то время, когда я писал «Происхождение видов», но именно с этого времени его значение для меня начало, крайне медленно и не без многих колебаний, все более и более ослабевать.)…  Я не могу претендовать на то, чтобы пролить хотя бы малейший свет на столь трудные для понимания проблемы. Тайна начала всех вещей неразрешима для нас, и что касается меня, то я должен удовольствоваться тем, что остаюсь Агностиком».
«Воспоминания о развитии моего ума и характера»

Дарвин Чарльз  
«Есть величие в этом воззрении, по которому жизнь с ее различными проявлениями Творец первоначально вдохнул в одну или ограниченное число форм; и между тем как наша планета продолжает вращаться согласно неизменным законам тяготения, из такого простого начала развилось и продолжает развиваться бесконечное число самых прекрасных я самых изумительных форм»... «В целом я могу заранее сказать, что не занимаюсь здесь вопросом о происхождении умственных способностей, как не занимался и вопросом о происхождении жизни».
«О происхождении видов путем естественного отбора»

Демокрит
«Ничто не происходит попусту, но все присходит по определенной причине и в силу необходимости".
Левкипп, "О разуме"

Ильин И.А.
"Орган имеет смысл и значение только через свою связь с организмом. Каждая черта, каждая деталь его создавалась через целое, и остается ему подчиненной. Жизнь членов возможна только в тотальности, так что равновесие частей в целом есть подлинное условие их бытия".
"Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека"

Кант Иммануил
«Под природой (в эмпирическом смысле) мы разумеем связь существования явлений по необходимым правилам, т. е. по законам…  Необходимость существования никогда нельзя познать из понятий: она всегда познается только из связи с тем, что воспринимается, по общим законам опыта»… «Но связь многообразного вообще никогда не может быть воспринята нами через чувства».
«Критика чистого разума»

Кант Иммануил 
«То в явлении, что соответствует ощущениям, я называю его материей, а то, благодаря чему многообразное в явлении может быть упорядочено определенным образом, я называю формой явления… форма может рассматриваться отдельно от всякого ощущения».
«Критика чистого разума»

Кант Иммануил 
«Частные законы природы подчинены более общим законам, и экономия принципов становится не только принципом экономности разума, но и внутренним законом природы». 
«Критика чистого разума»

Кант Иммануил 
«Простое, но эмпирически определенное сознание моего собственного присутствия доказывает присутствие предметов вокруг меня». 
«Опровержение идеализма»

Кант Иммануил
«Все устроенное самой природой пригодно для какой-нибудь цели. Даже яды служат для того, чтоб преодолевать другие яды, зарождающиеся в самих соках нашего тела».
«Критика чистого разума» 

Кузанский Николай
«Никоим образом нельзя окончательно постичь единство как высшее, если не понимать его как тройственное. Ибо максимальное единство есть ни что иное, как нераздельность, различение и связь».
«Об ученом незнании»

Кузанский Николай
«Бог применил при сотворении мира арифметику, геометрию и музыку вместе с астрономией — искусства, которыми и мы пользуемся, исследуя пропорции вещей, элементов и движений. Арифметикой он их соединил; геометрией придал им фигуру, так что они приобрели крепость, устойчивость и подвижность сообразно своим устройствам; музыкой так соразмерил их, чтобы в земле было не больше земли, чем в воде — воды, в воздухе — воздуха и в огне — огня и ни один элемент не разлагался совершенно в другой, благодаря чему машина мира не может погибнуть».
«Об ученом незнании»

Кузанский Николай
«Только Бог абсолютен, все остальное конкретно ограниченно. Тем самым не оказывается посредника между абсолютным и конкретно ограниченным, как воображали люди, выставлявшие мировую душу в качестве некоего ума после Бога и прежде конкретности мира. Только единый Бог есть душа и ум мира в том смысле, в каком душа рассматривается как абсолютное актуальное вместилище всех форм вещей».
«Об ученом незнании».

Кузанский Николай
«Если кто-то спросит любое творение, что оно есть, как оно есть и почему, оно ответит: «Если хочешь узнать о нас что-либо, спроси Его о смысле и основе нашего существования, но не ищи этого в нас самих. Там же, в Нем, напротив, ты обретешь все, ища только одного. Ты не сможешь обрести себя, если только в Нем одном»... Необходимо чтобы все вещи взаимно различались... Подобное порождено подобным, и, следовательно, сообразно естественной связи, порожденное существо происходит от того, кто его породил».
«Об ученом незнании».

Лейбниц Готфрид
«Из высочайшего совершенства Бога следует, что при творении универсума он избрал план наилучший, соединяющий в себе, величайшее разнообразие вместе с величайшим порядком. Наиболее экономичным образом распорядился он местом, пространством, временем; при помощи наипростейших средств он произвел наибольшие действия».
«Начала природы и благодати, основанные на разуме»

Лейбниц Готфрид  
«Природа возможности, или сущности, будет состоять в требовании существования. Иначе невозможно было бы найти никакого основания для существования вещей».
«Абсолютно первые истины»

Лейбниц Готфрид
«Есть в природе порядок (Ratio), по которому предпочтительно существует нечто, а не ничто. Это следствие того великого принципа, в силу которого ничто не происходит без причины и должна быть причина, почему существует это, а не другое»
«Порядок есть в природе»

Лейбниц Готфрид
«Универсум не может быть совершенным, если при сохранении общей гармонии в нем не соблюдаются частные интересы. И в этом отношении нельзя было установить лучшего правила, как закон, утверждающий, чтобы каждый участвовал в совершенстве универсума и своим собственным счастьем, соразмерным его добродетели и воодушевляющему его доброму стремлению к общему благу, т.е. исполнению заповедей милосердия и любви к Богу».
«О глубинном происхождении вещей»

Лейбниц Готфрид  
«Мельчайшие части вселенной устроены согласно порядку наибольшего совершенства; иначе целое не существовало бы».
соч. в 4-х т., т.3, с. 124

Лейбниц Готфрид
«Понять основание законов природы возможно, только предполагая существование разумной причины».
соч. в 4-х т., т.3, с. 127

Лейбниц Готфрид
«Хотя многие существа достигли уже совершенства, но из того, что непрерывное делимо до бесконечности, следует, что в бесконечной глубине вещей всегда остаются части как бы уснувшие, которые должны пробудиться, развиться, улучшиться и , так сказать, подняться на более высокую ступень совершенства и культуры».
«О глубинном происхождении вещей»

Леонтьев Алексей Николаевич
«деятельность психическая... Это есть деятельность, посредствованная отражением воздействующих свойств действительности, объективно связанных с теми свойствами действительности, которые непосредственно определяют жизнь, существование. Объективное отношение этих свойств, подчиняющее себе, определяющее деятельность субъекта, и вместе с тем выступающее в ней и есть отношение смысла, есть смысл. Смысл есть, следовательно, не категория самой действительности, взятой абстрактно, отвлеченно от субъекта, но и не категория чисто субъективная. Это есть субъективно-объективная категория».
цитата по Д.А.Леонтьев «Психология смысла»

Леонтьев Дмитрий Алексеевич
«Жизненный смысл есть объективная характеристика места и роли объектов, явлений и событий действительности и действий субъекта в контексте его жизни. Жизненный смысл объективен, ибо не зависит от его осознания; при этом он индивидуален, неповторим. Это не психологическое, а скорее метафизическое понятие, без которого, однако, не обойтись психологическому анализу. Жизненный смысл и отражающаяся в нем динамика жизненных отношений - это онтологический аспект смысла"... "Можно в первом приближении определить смысл как отношение между субъектом и объектом или явлением действительности, которое определяется местом объекта (явления) в жизни субъекта, выделяет этот объект (явление) в образе мира и воплощается в личностных структурах, регулирующих поведение субъекта по отношению к данному объекту (явлению)».
«Психология смысла»

Леонтьев Дмитрий Алексеевич
«Жизненный мир любого субъекта отличается от объективного мира в целом только своими границами; если последний включает в себя все сущее, весь универсум, то жизненный мир субъекта - лишь какую-то часть его. Жизненные миры разных субъектов характеризуются как общим, так и индивидуально-специфическим содержанием; мера их общности определяется, в частности, мерой сходства объективных условий существования субъектов и мерой сходства их организации».
«Психология смысла»

Ньютон Исаак
«Природа ничего не делает напрасно, а было бы напрасным совершать многим то, что может быть сделано меньшим. Природа проста, и не роскошествует излишними причинами вещей».
«Математические начала натуральной философии", книга 3

Ньютон Исаак
«Что находится в местах почти лишенных материи и почему Солнце и планеты тяготеют друг к другу, хотя между ними нет плотной материи? Почему природа не делает ничего понапрасну, и откуда проистекают весь порядок и красота, которые мы видим в мире? Для какой цели существуют кометы, и почему все планеты движутся в одном и том же направлении по концентрическим орбитам, в то время как кометы движутся по всевозможным направлениям по очень эксцентрическим орбитам, и что мешает падению неподвижных звезд одной на другую? Каким образом тела животных устроены с таким искусством, и для какой цели служат их различные части? Был ли построен глаз без понимания оптики, а ухо без знания акустики? Каким образом движения тел следуют воле, и откуда инстинкт у животных?»  
«Оптика»

Ньютон Исаак
«Природа весьма согласна и подобна в себе самой».
«Оптика», вопрос 31

Ньютон Исаак
«Мы видим поэтому, что разнообразие движений, которое мы находим в мире, постоянно уменьшается и существует необходимость сохранения и пополнения его посредством активных начал,— такова причина тяготения, при помощи которого планеты и кометы удерживают свои движения в орбитах и тела приобретают большое движение при падении; такова причина брожения, при помощи которого … Солнце продолжает быть необычайно горячим и сверкающим и согревает все тела своим светом. Мы встречаемся с очень немногими движениями в мире, кроме тех, которые обязаны этим активным началам. Если бы они не происходили от этих начал, то тела Земли, планет, комет, Солнца и всех вещей на них охлаждались бы, замерзали и становились неактивными массами; прекратилось бы всякое тление, рождение, растительность и жизнь».
«Оптика», вопрос 31

Ньютон Исаак
«От слепой необходимости природы, которая повсюду и всегда одна и та же, не может происходить изменения вещей. Всякое разнообразие вещей, сотворенных по месту и времени, может происходить лишь от мысли и воли существа необходимо существующего. Иносказательно лишь говорится, что бог видит, слышит, говорит, смеется, любит, ненавидит, желает, дает, принимает, радует, гневается, борется, изготовляет, созидает, строит, ибо всякая речь о боге складывается по подобию дел человеческих, конечно не совершенному, а лишь частному».
«Математические начала натуральной философии», 3 книга

Ньютон Исаак
«Такое изящнейшее соединение Солнца, планет и комет не могло произойти иначе, как по намерению и по власти могущественного и премудрого существа. Если и неподвижные звезды представляют центры подобных же систем, то все они, будучи построены по одинаковому намерению, подчинены и власти единого: в особенности приняв в соображение, что свет неподвижных звезд — той же природы, как и свет Солнца, и все системы испускают свет друг на друга, а чтобы системы неподвижных звезд от своего тяготения не падали друг на друга, он их расположил, в таких огромных одна от другой расстояниях».
«Математические начала натуральной философии», книга 3

Парменид
«истинно сущее есть вечное, не происходящее, не уничтожающееся, однородное, неподвижное, совершенное» ... «сущее есть абсолютная истина»  
С. Н.. Трубецкой "Метафизика в древней Греции"

Парменид
"«Ибо то, чего нет, нельзя ни познать (не удастся), ни изъяснить… Ибо мыслить – то же, что быть… Можно лишь то говорить и мыслить, что есть».
«О природе»

Планк Макс
«Природа, по-видимому, отдает "предпочтение" определенным состояниям. Необратимое увеличение энтропии описывает приближение системы к состоянию, неодолимо "притягивающему" ее, предпочитаемому ей перед другими, - состоянию, из которого система не выйдет по "доброй воле". В природе невозможны те процессы, при которых природа дает меньшее предпочтение конечному состоянию, чем начальному».
«Единство физической картины мира»

Платон
«Все есть единое вследствие причастности единому и оно же, с другой стороны, есть многое вследствие причастности ко множественному… Поскольку единое - это целое, оно находится в другом, а поскольку оно совокупность всех частей -  в самом себе. Таким образом, единое необходимо должно находится и в самом себе, и в ином».
«Парменид»

Платон
«Существующее единое есть, одновременно и единое, и многое, и целое, и части…».
«Парменид»

Платон
«Однако правы ли мы, говоря об одном небе, или вернее было бы говорить о многих, пожалуй, даже неисчислимо многих? Нет, оно одно, коль скоро оно создано в соответствии с первообразом. Ведь то, что объемлет все умопостигаемые живые существа, не допускает рядом с собою иного; в противном случае потребовалось бы еще одно существо, которое охватывало бы эти два и частями которого бы они оказались, и уже не их, но его, их вместившего, вернее было бы считать образцом для космоса. Итак, дабы произведение было подобно всесовершенному живому существу в его единственности, творящий не сотворил ни двух, ни бесчисленного множества космосов, лишь одно это единородное небо, возникши, пребывает и будет пребывать».
"Тимей"

Платон
«Однако два члена сами по себе не могут быть хорошо сопряжены без третьего, ибо необходимо, чтобы между одним и другим родилась некая объединяющая их связь».
"Тимей"

Платон 
«Вначале, все вещи являли состояние полной неупорядоченности, и только бог привел каждую из них к согласию с самой собою и со всеми другими вещами во всех отношениях, в каких только они могли быть причастны соотносительности и соразмерности».
"Тимей"

Соловьев Владимир Сергеевич
«Понять смысл какой-нибудь реальности, какого-нибудь факта, ведь и значит только понять его в его взаимоотношении со всем, в его всеединстве… Внутренняя связь всего (всеединство) есть истина»
"Критика отвлеченных начал"

Соловьев Владимир Сергеевич  
«Истина есть сущее, взятое и в своем абсолютном единстве и в своей абсолютной множественности»
«Критика отвлеченных начал»

Соловьев Владимир Сергеевич
«Что вне нас и независимо от нас что-нибудь существует - этого знать мы не можем, потому что все, что мы знаем (реально), то есть все, что мы испытываем, существует в нас»
«Чтения о Богочеловечестве»

Спиноза Бенедикт 
«Если в силу божественного решения вещь существует, то она существует необходимо. В противном случае ее существование невозможно. Ибо очевидно само по себе, что то, что ни имеет ни внутренней, ни внешней причины для своего существования, не может существовать».
«Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом»

Спиноза Бенедикт 
«Теорема 7. Порядок и связь идей те же, что и связь вещей»
«Этика, доказанная в геометрическом порядке" ч.2

Толстой Лев Николаевич
«Наука физики  говорит  о законах и отношениях сил,  не задаваясь  вопросом о том, что  есть  сила, и  не  пытаясь объяснять сущность  силы.  Наука  химии говорит об  отношениях вещества,  не  задаваясь  вопросом о  том,  что  есть вещество, и не пытаясь  определять  его сущности. Наука биологии  говорит о формах  жизни,  не задаваясь вопросом о том,  что  есть жизнь, и не пытаясь определять  ее сущности. И сила, и вещество, и жизнь принимаются истинными науками не как предметы изучения, а как взятые за аксиомы из  другой области знания точки опоры, на которых строится  здание каждой  отдельной науки».
«О жизни»

Трубецкой Евгений Николаевич
«С одной стороны, искомый нами смысл мысли и смысл жизни есть всеединство; с другой стороны, самый факт нашего искания доказывает, что в нашей мысли и в нашей жизни нет этого всеединства, нет этого смысла, которого мы ищем. Этот факт доказывает, что данное ищущее, страждущее существо некоторым образом пребывает вне всеединства, противополагается ему как «другое». Но как это возможно? Не очевидно ли, что это предположение «другого» рядом со всеединым и вне его есть логическое противоречие! Что это за «всеединое», которое не все в себе объемлет и заключает? Что это за Абсолютное, ограниченное извне чем-то другим, неабсолютным?»
«Смысл жизни»

Трубецкой Евгений Николаевич
«Отмеченные нами неудачи в поисках смысла жизни имеют значение не только отрицательное: определяя искомый нами мировой смысл новыми отрицательными чертами, они тем самым косвенно наводят на положительные его определения. Горьким жизненным опытом мы познаем, где его нет, и уже тем самым, по методу исключения, мы приближаемся к тому единственному пути, где он может нам открыться». 
«Смысл жизни»
 
Трубецкой Евгений Николаевич
«Тот мировой смысл, который носится перед нами как цель нашего стремления, есть всеединство; это — тот мировой строй и лад, в котором всякое жизненное стремление достигает своего окончательного удовлетворения, всякая жизнь достигает полноты. Полнота жизни, окончательно восторжествовавшей над смертью, и единство всего живого в этой полноте в интуиции мирового смысла — одно и то же».
«Смысл жизни»

Фихте  Иоганн
«Одним непрерывным потоком, капля за каплей, течет образующая жизнь во всех формах, и отовсюду, куда только ни последует за ней мой глаз, она смотрит на меня, — в каждом пункте Вселенной иначе, — как та самая сила, через которую образовано в тайном мраке мое собственное тело. Она свободно волнуется, прыгает, танцует, как само себя образующее движение в животном, и в каждом новом теле представляется как новый, собственный, сам по себе существующий мир; это та самая сила, которая невидимо для меня волнуется и движется в моих собственных членах. Все, что движется, следует этому всеобщему потоку, этому единому принципу всякого движения, который от одного конца Вселенной до другого проводит это гармоническое потрясение: животное следует ему без свободы, — я же, от которого в видимом мире исходит движение, хотя основа его и не во мне, следую ему свободно».
«Назначение человека»

Фихте  Иоганн 
«Эту вечную жизнь и вечное движение во всех жилах чувственной и духовной природы мой глаз видит сквозь то, что другим представляется мертвой массой; он видит, как постоянно поднимается и растет эта жизнь, проясняясь для более духовного выражения себя самой. Вселенная уже не представляется мне более тем замкнутым в себе кругом, той непрерывно повторяющейся игрой, тем чудовищем, которое пожирает себя самого, чтобы вновь родиться таким, каким оно уже было, — она одухотворилась перед моими взорами и носит на себе отпечаток духа — неизменное движение вперед, к более совершенному, по прямой линии, которая ведет в бесконечность. Солнце восходит и заходит, звезды исчезают и вновь появляются, и все сферы продолжают свой круговой танец; но никогда они не возвращаются в прежнее положение; в светящих источниках жизни — сама жизнь и движение вперед. Всякий час, принесенный ими, всякое утро и всякий вечер опускается на мир, неся новый рассвет; новая жизнь и новая любовь струятся из сфер, как капли росы из облака, и обнимают природу, как прохладная ночь — землю. Всякая смерть в природе есть в то же время рождение, и именно в умирании становится видимым повышение жизни. В природе нет мертвящего принципа, ибо вся природа одна только жизнь; умерщвляет не смерть, а более живая жизнь, которая зарождается и развивается, скрываясь за старой. Смерть и рождение — только борьба жизни с самой собой, цель которой — предстать более просветленной и достойной себе. И неужели может быть чем-либо иным моя смерть: ведь я вообще не только выражение и отражение жизни, но я сам в себе ношу единственную истинную и существенную жизнь. Совершенно невозможная мысль, чтобы природа должна была уничтожать жизнь, которая не происходит из нее; ведь не я живу ради природы, но она сама только ради меня».
«Назначение человека»

Фихте  Иоганн
«Если бы вся цель нашего существования заключалась в том, чтобы осуществить некоторое земное состояние нашего рода, то нужен был бы только безошибочный механизм, который определил бы наше внешнее поведение, и нам не нужно было бы быть не чем иным, как хорошо прилаженными колесиками всей машины. Свобода была бы тогда не только бесполезна, но даже мешала бы достижению цели; добрая воля была бы совершенно лишней. Мир был бы тогда устроен крайне неискусно и шел бы к своей цели с излишними затратами и по окольным путям. И ты, могучий мировой Дух, предпочел бы взять от нас ту свободу, которую ты лишь с трудом и посредством разных приспособлений заставляешь служить своим планам; тогда ты просто принудил бы нас поступать так, как мы должны поступать ради твоих планов! Тогда ты кратчайшим путем пришел бы к своей цели, как это тебе мог бы объяснить ничтожнейший из обитателей твоих миров. Но я свободен, и потому такая зависимость причин и следствий, в которой свобода абсолютно излишня и бесцельна, не может исчерпать всего моего назначения. Я должен быть свободным, ибо не механически вызванное деяние, но свободное ограничение свободы исключительно ради повеления, а не ради какой-либо другой цели — так говорит нам внутренний голос совести — оно одно образует истинную нашу ценность».
«Назначение человека»

Фихте  Иоганн
«Для земной цели тружусь я не только ради ее самой как последней конечной цели, но ради того, что моя истинная последняя цель, повиновение закону, представляется мне в настоящем мире не иначе, как в виде труда для той цели».
«Назначение человека»

Фихте  Иоганн
«Я ем и пью только для того, чтобы потом опять почувствовать голод и жажду, и мог бы пить и есть до тех пор, пока бы меня не поглотила открывшаяся перед моими ногами могила и я сам превратился бы в пищу червей? Разве я производил подобные мне существа только для того, чтобы они ели, пили, умирали и оставляли после себя существа, которые бы то же делали, что и они? К чему этот непрестанно возвращающийся в себя круг, эта постоянно сначала и тем же образом начинающаяся игра, в которой все возникает только для того, чтобы исчезнуть, и исчезает, чтобы опять появиться таким же, как оно было; это чудовище, непрестанно пожирающее себя, чтобы вновь породить себя, и порождающее себя, чтобы опять себя поглотить? Это ни в коем случае не может быть назначением моего бытия и вообще всего бытия. Должно быть нечто, что существует, раз оно уже возникло, и что пребывает так, что не может опять возникать, раз уже возникнув: и это пребывающее должно себя порождать в смене преходящего, сохраняться в ней и невредимо уноситься волнами времени». 
«Назначение человека»

Фихте  Иоганн
«Я непременно должен делать нечто, чтобы оно осуществилось, и не должен делать чего-нибудь другого для того, чтобы оно не осуществилось. Разве я могу действовать, не имея перед своими глазами цель, не направляя своих стремлений на то, что может и должно осуществиться только благодаря моим действиям? Могу ли я желать, не желая ничего определенного? Никогда! Это совершенно противоречит природе моего духа. К каждому действию в моем мышлении непосредственно и согласно законам этого мышления присоединяется еще не существующее бытие, — состояние, к которому мои действия относятся как действующее к сделанному».
«Назначение человека»

Фихте  Иоганн
«В каждом индивидууме природа видит сама себя с особой точки зрения».
«Назначение человека»

Фихте  Иоганн 
«Причина, почему я воспринимаю что-нибудь вне меня, лежит во мне самом, в ограниченности моей собственной личности; посредством этой ограниченности мыслящая природа выходит во мне из себя самой и созерцает себя саму в целом; в каждом индивидууме, однако, с особой собственной точки зрения». 
«Назначение человека»

Фихте  Иоганн 
«То обстоятельство, что различные мои состояния сопровождаются сознанием, а некоторые из них — мысли, решения и т. п. — даже не представляют собой, по-видимому, ничего иного, как состояния одного только сознания, — это обстоятельство не должно направить мои размышления на ложный путь. Естественный удел растений — правильный, закономерный рост, животных — целесообразное движение, человека — мышление. Почему я должен колебаться признать последнее таким же проявлением первоначальной силы природы, как второе и первое? Ничто, кроме удивления, не может помешать мне в этом; действительно, мышление представляет собой проявление силы природы, гораздо более высокое и сложное, чем определенная форма у растений или произвольное движение у животных; но как могу я позволить какому бы то ни было чувству оказывать влияние на спокойное исследование? Конечно, я не могу объяснить, как сила природы производит мысль; но разве лучше обстоит дело с объяснением формы растений или движения животных? Из одного только сочетания материи выводить мышление — этим безнадежным делом я, разумеется, заниматься не стану; ибо разве в состоянии я, исходя из материи, объяснить образование хотя бы простейшего из мхов?»
«Назначение человека»

Фихте  Иоганн
«Существует одна единая сила, если я рассматриваю все вещи как одно целое, как единую природу; если же я рассматриваю вещи в отдельности, существует много сил, развивающихся по собственным законам и воплощающихся во все возможные формы, на какие они способны; все предметы в природе — не что иное, как эти самые силы в том или ином воплощении... В любой момент своего бытия природа представляет собой одно целое, все части которого связаны между собой. ... Я возник не сам по себе. Было бы величайшей несообразностью предположить, что я был, прежде чем я был, чтобы привести к бытию себя самого. Я стал существующим через посредство другой силы вне меня. И через какую же другую, как не через всеобщую силу природы, так как я ведь не что иное, как часть природы?»
«Назначение человека»

Фихте  Иоганн
«Последнее определение всех конечных разумных существ есть поэтому абсолютное единство, постоянное тождество, полное согласие с самим собой".  
«О назначении ученого», Первая лекция

Франк Семен Людвигович
«Одно из двух: или жизнь в целом имеет смысл - тогда она должна иметь его в каждое свое мгновение, для каждого поколения людей и для каждого живого человека, сейчас, теперь же — совершенно независимо от всех возможных ее изменений … или же этого нет, и жизнь, наша нынешная жизнь, бессмысленна — и тогда нет спасения от бессмыслицы... Вся мировая жизнь в целом и наша собственная краткая жизнь — не как случайный отрывок, а как нечто, несмотря на свою краткость и отрывочность, слитое в единство со всей мировой жизнью — это двуединство моего «я» и мира должно сознаваться, как вневременное и всеобъемлющее целое». 
«Смысл жизни»

Франк Семен Людвигович
«Наша эмпирическая жизнь есть обрывок: сама для себя, без связи с неким Целым, она так же мало может иметь смысл, как обрывок страницы, вырванный из книги. Если она может иметь смысл, то только в связи с общей жизнью человечества и всего мира. И мы уже видели, что осмысленная жизнь неизбежно должна быть служением чему-то иному, чем она сама, как замкнутая в себе личная жизнь».
«Смысл жизни»

Франкл Виктор
«Было бы правильно, если бы биолог, вместо того чтобы пропагандировать собственные верования или неверия под видом науки, утверждал просто, что в плоскости биологии не  просматривается ничего такого, как высший, или предельный, смысл или цель. Он мог бы  сказать,  что  нет  доказательства  в пользу телеологии. Но если бы он не был редукционистом, он не исключал бы возможности, что в пределах следующего, высшего измерения  телеология  может найти свое место. Нашим ученым нужно нечто большее, чем  знание: им нужно обладать  также  и  мудростью.  А  мудрость  я  определяю  как  знание плюс сознавание его ограничений».
«В борьбе за смысл»

Франкл Виктор 
«Экзистенциализм пытается преодолеть разрыв  между  субъектом  и объектом. Более того, он делает вид, что уже преодолел  его… По нашему мнению, проект мира в действительности является не субъективным проектом  субъективного  мира,  а  фрагментом,  хоть  и   субъективным,   но фрагментом объективного мира. Другими словами, мир-это существенно  большее, чем простое проявление моего бытия».
«Человек в поисках смысла»

Чехов Антон Павлович
«Я существую в твоем воображении, а воображение твое есть часть природы, значит, я существую и в природе». 
«Черный монах»

Хокинг Стивен
«Теория - это теоретическая модель Вселенной или какой-нибудь ее части, дополненная набором правил, связывающих теоретические величины с нашими наблюдениями. Эта модель существует лишь у нас в голове и не имеет другой реальности». 
«Краткая история времени»

Хокинг Стивен
«В связи с успехами, достигнутыми научными теориями в описании событий, большинство ученых пришло к убеждению, что Бог позволяет Вселенной развиваться в соответствии с определенной системой законов и не вмешивается в ее развитие, не нарушает эти законы. Но законы ничего не говорят нам о том, как выглядела Вселенная, когда она только возникла, - завести часы и выбрать начало все-таки могло быть делом Бога. Пока мы считаем, что у Вселенной было начало, мы можем думать, что у нее был Создатель. Если же Вселенная действительно полностью замкнута и не имеет границ, ни краев, то тогда у нее не должно быть ни начала, ни конца: она просто есть, и все! Остается ли тогда место для Создателя»
«Краткая история времени»

Хокинг Стивен
«Очень трудно сразу создавать теорию, которая описывала бы всю Вселенную. Вместо этого мы делим задачу на части и строим частные теории. Каждая из них описывает один ограниченный класс наблюдений и делает относительно него предсказания, пренебрегая влиянием всех остальных величин... Возможно, что такой подход совершенно неправилен. Если все во Вселенной фундаментальным образом зависит от всего другого, то возможно, что, исследуя отдельные части задачи изолированно, нельзя приблизиться к полному ее решению». 
«Краткая история времени»

Хокинг Стивен
«Но может ли единая теория реально существовать? Или мы просто гоняемся за миражом? Возможны, по-видимому, три варианта. 1. Полная единая теория действительно существует, и мы ее когда-нибудь откроем, если постараемся. 2. Окончательной теории Вселенной нет, а есть просто бесконечная последоватиельность теорий, которые дают все более и более точное описание Вселенной. 3. Теории Вселенной не существует: события не могут быть предсказаны далее некоторого предела и происходят произвольным образом и беспорядочно». 
«Краткая история времени»

Хокинг Стивен
«Даже если возможна всего одна единая теория - это просто набор правил и уравнений. Но что вдыхает жизнь в эти уравнения и создает Вселенную, которую они могли бы описывать? Обычный путь науки - построение математической модели - не может привести к ответу на вопрос о том, почему должна существовать Вселенная, которую будет описывать построенная модель. Почему Вселенная идет на все хлопоты существования? Неужели единая теория так всесильна, что сама является причиной своей реализации? Или ей нужен создатель, а если нужен, то оказывает ли он еще какое-нибудь воздействие на Вселенную? И кто создал его?»
«Краткая история времени»

Хокинг Стивен
«Выбор начального состояния Вселенной должен производиться очень тщательно… Почему начало Вселенной должно было быть именно таким, очень трудно объяснить иначе, как деянием Бога, которому захотелось создать таких живых существ, как мы».
«Краткая история времени»

Циолковский Константин Эдуардович
«Только  степень чувствительности разных частей вселенной различная и непрерывно меняется от нуля до неопределенно большой величины (в высших существах, т.е. более совершенных, чем люди, они получаются от людей или же находятся на других планетах). Все непрерывно и все едино. Материя едина, также ее отзывчивость и чувствительность…  В математическом же смысле вся вселенная жива, но сила чувствительности  проявляется во всем блеске только у высших животных. Всякий атом материи чувствует сообразно окружающей обстановке. Попадая в высоко организованные существа, он живет их жизнью и чувствует приятное и неприятное, попадая в мир неорганический, он как спит, находится в глубоком обмороке, в небытии».
«Монизм вселенной»

Циолковский Константин Эдуардович
«Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей вселенной. Это свойство я считаю неотделимым от материи. Все живо, но условно мы считаем живым только то, что достаточно сильно чувствует».
«Монизм вселенной»

Циолковский Константин Эдуардович
«Мы проповедуем монизм во вселенной – не более. Весь процесс науки состоит в этом стремлении к монизму, к единству, к элементарному началу. Ее успех определяется степенью достижения единства. Монизм в науке обусловлен строением космоса…. Мыслит мозг, но чувствуют атомы, его составляющие». 
«Монизм вселенной»

Циолковский Константин Эдуардович
«Жизнь атома субъективна, непрерывна, так как все его частные жизни сливаются в одну. Каждая из частных жизней представляется в виде волны в бесконечном ряде волн. Действительная жизнь – волна – имеет начало и конец, и есть один период из множества их…. Но каждая волна имеет начало и конец. Это зарождение и угасание, зачатие и распадение. В последующей волне они повторяются. Однако никак нельзя считать эти волны тождественными… Волны жизни, сливаясь в одну, дают бесконечность». 
«Монизм вселенной»

Циолковский Константин Эдуардович
«ельзя отрицать единство или некоторое однообразие в строении и образовании Вселенной… Нельзя отрицать общее постоянство Вселенной… Нельзя отрицать, что Вселенная заполнена высшею сознательною и совершенной жизнью. Нельзя отрицать, что атом то упрощается, то усложняется, периодически принимая вид всех химических элементов».
«Монизм вселенной»

Циолковский Константин Эдуардович
«Нельзя отрицать, что атому невыгодно существование в космосе несовершенных животных, вроде наших обезьян, коров, волков, оленей и проч. А также невыгодно существование несовершенных людей или подобных им существ во вселенной. Нельзя отрицать, что все разумные существа дойдут до сознания этой мысли, не допускающей несовершенства в космосе. Нельзя отрицать, что совершенное сильнее несовершенного и поэтому, побуждаемое истинным эгоизмом, ликвидирует безболезненно все несовершенное и страдальческое. Самозарождение же будет допускаться очень редко для обновления и пополнения регрессирующей высшей жизни. Такова может быть мученическая и почетная роль Земли. Нельзя отрицать, что болезненное пресечение жизни несовершенных родов выгодно атому, т.е. всему живому и мертвому…. Разве можно сомневаться, что на одной из планет жизнь достигает такого могущества и совершенства, которое нам людям трудно представить. Оно позволяет им одолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной. Результатом этого будет распространения совершенства и господства разума по всему космосу… Космос содержит только радость, довольство, совершенство и истину».
«Монизм вселенной»

Циолковский Константин Эдуардович
«Первое, что мы можем сказать о причине, это то, что она не только нечто высшее Вселенной, но и то, что она не имеет ничего общего с веществом... Ошибка была в том, что только часть Вселенной принималась за причину явлений (например, Солнце, Земля, человек и т.п.), между тем как ясно, что весь космос обуславливает нашу жизнь… Это сознание привело к пантеизму. За причину всего совершающегося принята сама Вселенная. Дальнейшие изыскания о причине космоса, думают пантеисты, бесплодны… Но тут возникают вопросы. Отчего же Вселенная дала добро, а не зло, отчего она такая, а не другая!... Поэтому самые мудрейшие из людей сочли за нашего властителя и повелителя то, что ведет всех люде и всех других существ к счастью, довольству, сознанию и вечности. Мы говорим про мысли, правила и законы, ведущие все живое (а ведь все живо) к прочному и нескончаемому удовлетворению. Одни принимали за такую основную идею любовь к человечеству, другие – любовь и милосердие ко всему земному и небесному, к каждому атому или его части... Так и мы не будем подобны неразумным животным или ограниченным и невежественным людям и разберем, насколько хватит нашего ума и знаний, свойства причины. Она есть, потому что существует Вселенная». 
«Причина космоса»

Циолковский Константин Эдуардович
«Все атомы всегда живы. Весь космос всегда жив в абсолютном смысле. Он всегда чувствует… Мир создан, но это непонятно для человеческого ума…Все космические бесконечности только составные части изделия, которое желательно было создать причине». 
«Причина космоса»

Циолковский Константин Эдуардович
«Обдуманность космоса изумительна, он построен так, чтобы давать себе только счастье. Какова же мудрость причины, если и ее изделие – Вселенная поражает нас до обморока!... Какова же доброта причины, если даже одной из своих игрушек она дала такое счастье, которое и объять не может человеческий ум! ... Воля Вселенной прекрасна, потому что в общей картине космоса мы ничего не видим, кроме блага, разума, совершенства и их субъективной непрерывности, безначальности и бесконечности. Если космос имеет причину, то и причине этой мы должны приписать такие же свойства – всеобщей любви».
«Причина космоса»

Циолковский Константин Эдуардович
«Живое существо есть союз других существ, более простых, например, клеточек. И клеточка только союз сложных «мертвых» материй. И всякая «мертвая» материя есть союз из 90 металлов, газов и жидкостей. И эти последние – союз водородных атомов. А водородный атом – союз неизвестных элементов природы. Где же истинное начало жизни? Где первобытный гражданин Вселенной? Конечно, это атом, или его более первобытная неизвестная часть. Есть ли это электрон или атом эфира, - неизвестно... Распадение союза или смерть животного есть только разрушение союза, разброд членов, который не сопровождается смертью граждан, т.е. атомов… Союзы разрушаются (смерть), но снова возникают (рождение). Разрушение не уничтожает граждан, но они продолжают вести жизнь, только более простую, пока не вступят в новый союз». «Научная этика»

Шмаков Владимир
«В экономии вселенной все, что есть, имеет свое точное место и обозначение, ничто не может быть создано, ибо мир вечно совершенен, ничто не может исчезнуть, ибо в нем нет ничего ненужного, лишнего и бесцельного».
«Великие Арканы Таро»

Шопенгауэр Артур 
«Пройдя длинный период бессознательного и полубессознательного существования в минеральном, растительном и животном царствах, природа в человеке доходит до своего высшего развития и спрашивает себя: что я такое? Человек - это орган самосознания природы».
«Афоризмы»

Шопенгауэр Артур 
«Нет истины более достоверной, нежели та, что все, что совершается, как великое, так и малое, совершается с полной необходимостью».  

Шопенгауэр Артур «В сущности одно и то же существо созерцает само себя и созерцается самим собою… Таким образом, мы неразрывно связаны, как необходимые части единого целого, которое объемлет нас обоих и посредством нас существует».
«Мир как воля и представление» т.2

Ялом Ирвин
«Смысл обозначает ощущение значения, целостности, связности, некоего порядка… Поиски смысла подразумевают поиски связи. «Цель» относится к намерению, задаче, функции».
«Экзистенциальная психотерапия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обратная связь


ГЛАВНАЯ "СМЫСЛЫ.RU"
 
ОБЩЕЕ О СМЫСЛАХ
О сайте "СМЫСЛЫ.RU"
О понятии "смысл"
Типы смыслов
Зачем искать смысл?
Где и как искать смысл?
"ФОРМУЛА СМЫСЛА"
 
ЧАСТНОЕ О СМЫСЛАХ
ВСЕЛЕННАЯ. Смысл существования объектов Вселенной
ЖИЗНЬ. Смысл жизни человека
СЧАСТЬЕ. Смысл счастья
СТРАДАНИЕ. Смысл страдания
ПОЗНАНИЕ. Смысл познания
ЛЮБОВЬ. Смысл любви
ТВОРЧЕСТВО. Смысл реализации и совершенствования
СВОБОДА. Смысл свободы
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Обратная связь. Вопросы и ответы.
Обратная связь. Мнения, предложения по содержанию и форме сайта (цитаты, ссылки, разделы и т.д.)
Электронные библиотеки, где можно найти цитируемые книги.
Персональная консультация
Ссылки по теме сайта СМЫСЛЫ.RU
Другие произведения авторов сайта
Скачать книгу
Карта сайта

СМЫСЛЫ.RUE-mail:smysly@mail.ru

При использовании материалов сайта ссылка на СМЫСЛЫ.RU обязательна