о смысле жизни человека и смысле существования того, что его окружает

"Но познание простых и вечных истин отличает нас от простых животных и доставляет нам обладание разумом и науками, возвышая нас до познания нас самих в Боге" (Лейбниц Г.В.)
Смысл страдания с точки зрения философии
  •  
Главная Смысл страдания с точки зрения философии
Смысл страдания с точки зрения философии

Аврелий Марк
«Ни с кем не случается ничего такого, чего он не в силах был бы вынести». 
«Наедине с собой»

Аврелий Марк 
«То, что согласно с природой, не может быть дурным».
«Наедине с собой»

Аврелий Марк
«Помни, что, как совестно изумляться, если смоковница производит смокву, точно так же – если мир производит нечто, что производить ему свойственно».
«Наедине с собой»

Аристотель
«Природа никогда не действует понапрасну». 
«О небе»

Бердяев Николай Александрович 
«Но исчерпывается ли тайна жизни и бытия тайной искупления, есть ли окончательная задача жизни лишь спасение от греха? Искупление греха, спасение от зла само по себе отрицательно, и конечные цели бытия лежат дальше, в положительной, творческой задаче...  Человеческая природа, подобная Творцу, не могла быть сотворена Творцом лишь для того, чтобы, согрешив, искупить свой грех и в дело искупления вложить все свои силы на протяжении всего мирового процесса».
«Смысл творчества»

Витгенштейн Людвиг
«Как человек вообще может оградить себя от страданий этого мира? Через жизнь знания. Чистая совесть это счастье, которое сохраняется посредством жизни знания. Жизнь знания это жизнь, которая счастлива, несмотря на страдания мира».
«Тетради 1914-1916 гг»

Декарт Рене   
«Наше желание не может естественно распространятся на то, что остается для нас невозможным».
«Разыскание истины»

Кант Иммануил 
«Все устроенное самой природой пригодно для какой-нибудь цели. Даже яды служат для того, чтоб преодолевать другие яды, зарождающиеся в самих соках нашего тела».
«Критика чистого разума» 

Лейбниц Готфрид
«Существует природное несовершенство в каждом создании еще до греха, так как всякое создание по самому существу своему ограничено; откуда следует, что оно не все знает, может заблуждаться и совершать другие ошибки... Зло можно понимать метафизически, физически и морально. Метафизическое зло состоит в простом несовершенстве, физическое зло - в страдании, а моральное - в грехе. Так как физическое и моральное зло не необходимы, то достаточно, чтобы они были возможны... Бог есть причина совершенства в природе и в действиях создания, но ограниченность восприимчивости создания служит причиной недостаточности его действия».
«Теодицея»

Ницше Фридрих
«Все те способы мышления, которые ценность вещей измеряют удовольствием и страданием, а, следовательно, внешними проявлениями и побочными особенностями, видят только первый план вещей и видят наивно. Каждый, кому знакома сила творчества и кто имеет совесть художника, не может смотреть на это иначе, как свысока, с насмешкой и жалостью...  Вы хотели бы избавиться от страданий? А мы? Мы скорее хотели бы еще более возвышенного и горького страдания. Хорошее состояние, как вы его понимаете, не является целью, наоборот, представляется концом. Разве в ыне знаете, что дисциплина страдания, великого страдания, одна возвышвет человека?... Следует еще раз повторить: существуют высшие проблемы, чем все эти вопросы удовольствия, страдания или сочувствия».
«По ту сторону добра и зла»

Паскаль Блез
«Человек не  что иное,  как тростник, очень слабый по природе, но  этот тростник мыслит.  Незачем  целой вселенной ополчаться,  чтобы его раздавить. Пара, капли воды достаточно, чтобы его умертвить.  Но если бы даже вселенная раздавила его, человек был бы еще более благороден, чем то, что его убивает, потому  что он  знает, что  он умирает; а  вселенная  ничего  не знает о том преимуществе, которое она имеет над  ним. Итак, все наше достоинство состоит в  мысли. В этом отношении мы  должны возвышать себя,  а  не в  отношении  к пространству  и времени,  которое мы не  сумели бы наполнить».

Платон 
«Обрывать течение недугов прежде положенного предела силой лекарств может лишь тот, кто хочет, чтобы из легких расстройств проистекли тяжелые, а из немногих – бесчисленные. Следовательно, лучше руководить недугом с помощью упорядоченного образа жизни, насколько это позволяют на обстоятельства, нежели дразнить его лекарствами, делая тем самым беду закоренелой».
«Тимей»

Платон
«Всякое противное природе воздействие, оказываемое на нас с большой силой, болезненно;… наконец, все, то, что совершается без труда, может быть весьма ощутимо, но не сопровождается ни страданием, ни удовольствием».
«Тимей»

Розанов Василий
«Личность всегда есть часть и никогда — самостоятельное целое. Целое — это «большинство людей» в своем коллективном труде, в своем однообразном мировоззрении; личность входит в это целое как атом входит в организм или отдельная функция — в поток органической жизни. И раз есть несоответствие части со своим целым, есть разлад между ними, производящий расстройство, — меньшее, т.е. часть, для уменьшения страдания атрофируется».
«Цель человеческой жизни»

Сенека
«Всякое отступление от воли Божьей неизбежно сопровождается наказанием…  Вообще наказание неизменно следует за всяким неразумным поступком». 
«В чем наше благо?»

Соловьев Владимир Сергеевич
«Зло и страдание имеют внутреннее, субъективное значение, они существуют в нас и для нас, то есть в каждом существе и для него. Они суть состояния индивидуального существа: а именно, зло есть напряженное состояние его воли, утверждающей исключительно себя и отрицающей все другое, а страдание есть необходимая реакция другого против такой воли, реакция, которой самоутверждающееся существо подпадает невольно и неизбежно и которую оно ощущает именно как страдание».
«Чтения о Богочеловечестве»

Соловьев Владимир Сергеевич
«Исключительное самоутверждение или эгоизм, всесильный в практической жизни, хотя бы и отвергаемый в теории, это противопоставление себя всем другим и практическое отрицание этих других - и является коренным злом нашей природы, и так как оно свойственно всему живущему, так как всякое существо в природе, всякий зверь, всякое насекомое и всякая былинка в своем собственном бытии отделяет себя ото всего другого, стремится быть всем для себя, поглощая или отталкивая другое (откуда и происходит внешнее, вещественное бытие), то, следовательно, зло есть общее свойство всей природы… Невозможность действительно осуществить эгоизм, то есть невозможность, оставаясь в своей исключительности, быть действительно всем, - есть коренное страдание, к которому все остальные страдания относятся как частные случаи к общему закону. В самом деле, общее основание всякого страдания, как нравственного, так и физического, сводится к зависимости субъекта от чего-нибудь другого, ему внешнего, от какого-нибудь внешнего факта, который его насильственно связывает и подавляет; но такая внешняя зависимость, очевидно, была бы невозможна, если бы данный субъект находился во внутреннем и действительном единстве со всем другим, если бы он чувствовал себя во всем; ощущая себя в согласии со всем другим, он и воздействие всего другого на себя ощущал бы как согласное с своей собственной волей, как приятное себе, и, следовательно, ему нельзя было бы испытывать действительное страдание».  
«Чтения о Богочеловечестве»

Фихте  Иоганн 
«То, что называется смертью, не может уничтожить моего творения, потому что мое творение должно быть закончено, и оно не может быть ни в какое время закончено, следовательно, для моего существования не определено какое-нибудь время, и я вечен. Вместе с принятием той великой задачи я привлек вечность к себе. Я смело поднимаю кверху голову, к грозным скалистым горам, и к бушующему водопаду, и к гремящим, плавающим в огненном море облакам и говорю: я вечен, я противоборствую вашей мощи. Падите все на меня, и ты, земля, и ты, небо, смешайтесь в диком смятении, и вы, все стихии, пеньтесь и бушуйте и сотрите в дикой борьбе последнюю солнечную пылинку тела, которое я называю моим, — одна моя воля со своим твердым планом должна мужественно и холодно носиться над развалинами мира, так как я принял мое назначение, и оно прочнее, чем вы, оно вечно, и я вечен, как оно». 
«О назначении ученого», Третья лекция

Шопенгауэр Артур
«Наиболее сильный импульс философскому размышлению и метафизическому постижению вселенной придает нам сознание предстоящей смерти и видение страданий и несчастий жизни. Если бы наша жизнь не имела конца и не была исполнена страданий, то, быть может, никому бы и в голову не пришло спросить, по какой причине существует мир и почему он именно таков, каков он есть».
«Мир как воля и представление» т.2.

Эпиктет
«Настоящее горе наше происходит не от того, что случается с нами, а от того, что мы неразумно думаем о случившемся. Отстраним же эти неразумные мысли, и прекратится то, что мы считали несчастием». 
«В чем наше благо?»

Эпиктет
«Опомнись! Ты получил от Бога все, и ты обвиняешь Его, когда Он что-нибудь у тебя отнимает! Да кто ты такой? Зачем ты живешь на земле? Не Бог ли привел тебя сюда? Не Он ли наделил тебя и разумом, и телом? Не Он ли окружил тебя всеми благами, которыми ты пользуешься?»
«В чем наше благо?»

Обратная связь


ГЛАВНАЯ "СМЫСЛЫ.RU"
 
ОБЩЕЕ О СМЫСЛАХ
О сайте "СМЫСЛЫ.RU"
О понятии "смысл"
Типы смыслов
Зачем искать смысл?
Где и как искать смысл?
"ФОРМУЛА СМЫСЛА"
 
ЧАСТНОЕ О СМЫСЛАХ
ВСЕЛЕННАЯ. Смысл существования объектов Вселенной
ЖИЗНЬ. Смысл жизни человека
СЧАСТЬЕ. Смысл счастья
СТРАДАНИЕ. Смысл страдания
ПОЗНАНИЕ. Смысл познания
ЛЮБОВЬ. Смысл любви
ТВОРЧЕСТВО. Смысл реализации и совершенствования
СВОБОДА. Смысл свободы
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Обратная связь. Вопросы и ответы.
Обратная связь. Мнения, предложения по содержанию и форме сайта (цитаты, ссылки, разделы и т.д.)
Электронные библиотеки, где можно найти цитируемые книги.
Персональная консультация
Ссылки по теме сайта СМЫСЛЫ.RU
Другие произведения авторов сайта
Скачать книгу
Карта сайта

СМЫСЛЫ.RUE-mail:smysly@mail.ru

При использовании материалов сайта ссылка на СМЫСЛЫ.RU обязательна