о смысле жизни человека и смысле существования того, что его окружает

"Но познание простых и вечных истин отличает нас от простых животных и доставляет нам обладание разумом и науками, возвышая нас до познания нас самих в Боге" (Лейбниц Г.В.)
Смысл реализации и совершенствования с точки зрения философии
  •  
Главная Смысл реализации и совершенствования с точки зрения философии
Смысл реализации и совершенствования с точки зрения философии

Аристотель 
«Как большинство, так и люди утонченные называют  [высшим  благом] счастье…  Но в вопросе о том, что есть  счастье,  возникает  расхождение..., для одних счастье - это  нечто  наглядное  и очевидное, скажем  удовольствие, богатство или почет - у разных людей разное; а часто для одного человека счастье - то одно, то  другое: ведь,  заболев, [люди видят счастье] в здоровье, впав в нужду - в богатстве, а зная за собой невежество, восхищаются теми, кто рассуждает о чем-нибудь великом и превышающем их [понимание]...  Некоторые думали, что помимо этих многочисленных благ есть и некое другое - благо само по себе, служащее для всех этих благ причиной, благодаря которой они суть блага»... «Человеческое благо представляет собою деятельность души сообразно добродетели, а если добродетелей несколько - то сообразно  наилучшей и наиболее полной  (и совершенной)».
«Никомахова этика», гл.1.

Аристотель
«Счастье  относится  к вещам, достигшим  полноты». 
«Никомахова этика»

Бердяев Николай Александрович
«В  Евангелии нет ни одного слова о творчестве, и никакими софизмами не могут быть выведены из Евангелия творческие призывы и императивы...  Актом своей всемогущей и всеведущей воли  захотел Творец ограничить свое предвидение того, что раскроет творческая свобода человека, ибо в этом предвидении было бы уже насилие и ограничение свободы человека в творчестве...  Закон начинает борьбу со злом и грехом, искупление завершает эту борьбу, в творчестве же свободном и дерзновенном призван человек творить мир новый и небывалый, продолжать творенье Божье...  Цель человека не спасение, а творческое восхождение, но для творческого восхождения  нужно спасение от зла и греха...  Обычный христианский ответ, что цель человека - жизнь в Боге, не может удовлетворить, он слишком общий и формальный».
«Смысл творчества»

Бердяев Николай Александрович
«А творческое познание  есть акт бытийственный, акт восхождения в бытии. Поэтому творческое познание не может противостоять бытию, в творческом акте не может умерщвляться бытие. Познание - не вне бытия и не противоположимо  бытию, оно -  в недрах самого бытия и есть действие в бытии. Познание есть солнечный свет, от которого  бытие развивается».
«Смысл творчества»

Бердяев Николай Александрович 
«Бог личный -  Бог  троичный, три Лица Божественной Троицы. Только с Лицами Божественной Троицы возможно личное общение и соединение. Бог единый – безличен...   Мир и есть внутренняя драма Троичности.  И можно сказать, что Бог совершенно трансцендентен человеку и что Он совершенно ему имманентен. Во мне должен раскрыться не только Бог и божественное, но и человек, мое человеческое, т.е. человек должен родиться в Боге. Множественность в мире  имеет религиозно – субстанциальный смысл. Божественное бытие – моноплюрально...  Любовь внутри Лиц Божественной Троицы и есть Божественная динамика. Необходимо признать  творческую эволюцию, развитие как процесс теогонический, космогонический и антропогонический»... «Теизм не христианский без Троичности и без Христа, ужасен, мертвен и не нужен».
«Смысл творчества»

Бердяев Николай Александрович
«Творчеством может быть названо лишь то, что порождено самобытной субстанцией, обладающей  мощью прироста мощи в мире...   Если мир не есть иерархия личных субстанций, обладающих свободной и оригинальной мощью, то в мире творчество невозможно...  Мир насквозь есть иерархия живых существ, оригинальных личностей, способных к творческому приросту бытия. Тот процесс, который порождается внешним соотношением мировых субстанций и их перераспределением, есть эволюция».
«Смысл творчества»

Бердяев Николай Александрович
«Дарвинизм есть пассивно  –  послушное описание факторов рабской необходимости в природном бытии без прозрения скрытой за этой необходимостью свободы творящего...   Наука может лишь описывать факторы борьбы за существование и естественного подбора, но философия ставит вопрос о происхождении такого порядка природы. В сущности, дарвинизм не в силах объяснить начала развития, как не знает его конца, он описывает лишь середину процесса развития и внешние его факторы...  Научное отрицание творчества порождено религиозным отрицанием творчества. Механический и материалистический взгляд на природу мира есть лишь обратная сторона христианско-аскетического мироощущения. Христианство изгнало духов природы и тем механизировало природу. В этом смысле наука  –  порождение христианства». 
«Смысл творчества»

Бердяев Николай Александрович
«Познание есть бытие. Новое познание о творческой мощи человека и мира может быть лишь новым бытием...  Творчество тварных существ может быть направлено лишь к приросту творческой энергии бытия, к росту существ и их гармонии в мире, к созданию ими небывалых ценностей, небывалого восхождения в истине, добре и красоте, т.е. к созданию космоса и космической жизни, к плероме, к сверхмирной полноте».
«Смысл творчества»

Бердяев Николай Александрович
«Если бы в бытии все было несотворенным, предвечно данным, то сама идея творчества не могла бы зародиться в мире...  Сама идея творчества возможна лишь потому, что есть Творец, и что был совершен им оригинальный творческий акт, в котором стало сущим небывалое, не вытекающее ни из чего  предшествующего, не отнимающее и не убавляющее абсолютной мощи Творца. Творческий акт творит не из природы творящего, через убывание сил творящего, переходящих  в иное состояние, а  из ничего...  Творческая прибыль рождается из свободы творящего. Это – абсолютный прирост к самому Божеству...  В Боге есть трагический недостаток, который восполняется великой прибылью – рождением человека в Нем. Мистики учили о тайне рождения Бога в человеке. Но есть иная тайна, тайна рождения человека в Боге. Есть зов человека, чтобы Бог в нем родился». 
«Смысл творчества»

Бердяев Николай Александрович 
«Бытие, каким себе его представляет как натуралистический материализм, так и натуралистический пантеизм, ничего не знает о творчестве. Это – замкнутое бытие, в котором может быть лишь перераспределение сил, но не может быть прибыли, прироста...   Материалистический эволюционизм допускает лишь перераспределение элементов замкнутой вселенной, но не допускает творчества. Для этого учения существует лишь истечение и переливание данных сил, но не творчество. Механическая эволюция и творчество – противоположны. В эволюции Дарвина и Спенсера действует сила консервативной инерции, а  не сила творящая...   Закон сохранения энергии материализм понимает, как отрицание творчества, как консерватизм бытия». 
«Смысл творчества»

Бердяев Николай Александрович
«Творческий акт предполагает моноплюрализм, т.е. допущение множества свободных и самостоятельных существ наряду с Существом Божьим. Вопрос совсем не в том, что мир и человек внебожественны, а в том, что каждое лицо, каждое существо имеет бытие свободное и самостоятельное».  
«Смысл творчества»

Бердяев Николай Александрович
«Только творчество говорит о призвании и назначении человека в мире»… «Скука есть отсутствие творчества. Все нетворческое скучно. Добро смертельно скучно, если оно не есть творчество»… «Творчество может дать блаженство, счастье. Но это есть лишь последствие. Никогда блаженство, счастье не является целью творчества, и творчество знает свои муки и страдания. Человеческий дух имеет две интенции, две направленности: к борьбе и к созерцанию. Творчество протекает и в борьбе, и в созерцании... Созерцание только и можно понять как любовь, как экстаз любви, любовь же всегда есть творчество»… «Любовь есть как бы универсальная энергия жизни, обладающая способностью превращать злые страсти в страсти творческие. Ведь и жажда познания есть любовь известной интенции, любовь к истине, что и значит философия. То же нужно сказать о любви к красоте, о любви к справедливости».
«О назначении человека»

Боэций 
«Счастье – это состояние совершенства, достигнутое сочетанием всех благ»…. "К чему вне себя искать счастья, которое находится в нас самих». 
«Утешение философией»

Декарт Рене 
«Наше желание не может естественно распространятся на то, что остается для нас невозможным».
«Разыскание истины»

Демокрит
«Ничто не происходит попусту, но все присходит по определенной причине и в силу необходимости".
Левкипп, «О разуме»

Лейбниц Готфрид  
«Из высочайшего совершенства Бога следует, что при творении универсума он избрал план наилучший, соединяющий в себе, величайшее разнообразие вместе с величайшим порядком. Наиболее экономичным образом распорядился он местом, пространством, временем; при помощи наипростейших средств он произвел наибольшие действия».  
«Начала природы и благодати, основанные на разуме»

Лейбниц Готфрид
«Наивысшее счастье, каким бы блаженным созерцанием или познанием Бога оно не сопровождалось, никогда не будет полно, ибо Бог в силу своей бесконечности никогда не может быть познан вполне. Таким образом, наше счастье никогда не будет и не должно состоять в полном удовлетворении, в котором более ничекго было бы желать и которое притупило бы наш дух; оно состоит в непрестанном переходе к новым радостям и новым совершенствам».
«Начала природы и благодати, основанные на разуме»

Лейбниц Готфрид
«Существует природное несовершенство в каждом создании еще до греха, так как всякое создание по самому существу своему ограничено; откуда следует, что оно не все знает, может заблуждаться и совершать другие ошибки... Зло можно понимать метафизически, физически и морально. Метафизическое зло состоит в простом несовершенстве, физическое зло - в страдании, а моральное - в грехе. Так как физическое и моральное зло не необходимы, то достаточно, чтобы они были возможны... Бог есть причина совершенства в природе и в действиях создания, но ограниченность восприимчивости создания служит причиной недостаточности его действия».
«Теодицея»

Лейбниц Готфрид
«Благо есть то, что содействует совершенству. Совершенство же есть то, что содержит больше сущности...
Актуальное – то, что выражает существование, потенциальное – только сущность».
«Абсолютно первые истины»

Пифагор 
«Желая показать, что в неравных, непропорциональных и неопределенных вещах справедливость определенна, равна и пропорциональна, и желая дать наставление, как ее следует соблюдать, Пифагор сказал, что справедливость подобна той единственной геометрической фигуре, которая обладает бесчисленными вариантами комбинаций фигур, различно расположенных друг относительно друга, с одним и тем же значением квадратного корня».  
Ямвлих, «О пифагоровой жизни», гл.30

Платон 
«К благу стремится любая душа и ради него все совершает».
«Государство», кн.6.

Розанов Василий
«Ответ, каков бы он ни был, на вопрос, так поставленный, будет указывать на искусственную цель человеческого существования, потому что в меру своего искусства человек может придумать наилучшее, к чему он мог бы направить свою деятельность, и как таковое – счесть его для себя должным».
«Цель человеческой жизни»

Соловьев Владимир Сергеевич
«Развиваться ва собственном смысле этого слова могут только организмы, то есть единые существа, содержащие в себе множественность элементов, внутренне между собой связанных»… «Любое развитие предполагает наличие трех общих необходимых моментов, а именно: известное первичное состояние, от которого оно начинается; другое известное состояние, которое есть цель, и ряд промежуточных состояний, как переход… Первое состояние есть смешение или внешнее единство; здесь члены организма связаны между собой чисто внешним образом. В третьем, совершенном состоянии, они связаны между собой внутренне и свободно…, поддерживают и восполняют друг друга в силу своей внутренней солидарности; но это предполагает их предшествовшее выделение или обособление, ибо они не могли бы войти во внутреннее, свободное единство как самостоятельные члены организма, если бы прежде не получили эту самостоятельность через обособление…».  «В организме каждый член его имеет необходимое свое различие или особенность, и это приводит к такому состоянию, в котором каждый элемент уравновешивает все остальные не как одна единица против других единиц, равных ей, а сообразно своему характеру и значению… Таким образом, необходимо получается не механическое равновесие, а внутреннее органическое единство»
«Философские начала цельного знания»

Соловьев Владимир Сергеевич
«Человек, как существо, созданное по образу и подобию своего Творца, заключает в себе великие задатки творческой силы и, в том случае, если его воля не противоречит Божественной Воле и гармонирует с Ней, он может развить ее до громадных размеров».
«Чтения о Богочеловечестве»

Трубецкой Евгений Николаевич
«Всякое наше действие в отдельности и вся наша жизнь в ее целом есть непрерывный и во всякий данный момент незаконченный переход из области сверхвременной возможности в область временной действительности. Моя жизнь в каждый данный момент представляет собою неполное раскрытие таящихся во мне возможностей». 
«Смысл жизни»

Фихте  Иоганн 
«Я непременно должен делать нечто, чтобы оно осуществилось, и не должен делать чего-нибудь другого для того, чтобы оно не осуществилось. Разве я могу действовать, не имея перед своими глазами цель, не направляя своих стремлений на то, что может и должно осуществиться только благодаря моим действиям? Могу ли я желать, не желая ничего определенного? Никогда! Это совершенно противоречит природе моего духа. К каждому действию в моем мышлении непосредственно и согласно законам этого мышления присоединяется еще не существующее бытие, — состояние, к которому мои действия относятся как действующее к сделанному».
«Назначение человека»

Фихте  Иоганн
«Крепнет чувство нашего достоинства и нашей силы, когда мы говорим себе то, что каждый из нас может себе сказать: мое существование не тщетно и не бесцельно, я — необходимое звено великой цепи, которая тянется от развития у первого человека полного сознания его существования в вечность; все, что было когда-либо великого, мудрого и благородного среди людей, — те благодетели рода человеческого, имена которых я читаю в записях мировой истории, и многие из тех, заслуги которых остались, не сохранив имен, — все они работали для меня: я пожинаю плоды их трудов, я ступаю на земле, которую они населяли, по благодатным их следам. Я могу, как только захочу, взяться за возвышенную задачу, поставленную ими себе, делать все более мудрым и счастливым наш общий братский род, я могу продолжать строить там, где они должны были прекратить, я могу приблизить окончание постройки того чудесного храма, который они должны были оставить незаконченным».
«О назначении ученого», Третья лекция

Фихте  Иоганн
«Последняя высшая цель общества — полное согласие и единодушие со всеми возможными его членами. Но так как достижение этой цели, достижение назначения человека вообще предполагает достижение абсолютного совершенства, то это точно так же недостижимо, как и то недостижимо, пока человек не перестанет быть человеком и не станет богом. Полное согласие со всеми индивидуумами есть, следовательно, хотя и последняя цель, но не назначение человека в обществе...  общее совершенствование, совершенствование самого себя посредством свободно использованного влияния на нас других и совершенствование других путем обратного воздействия на них как на свободных существ — вот наше назначение в обществе»... «Я знаю мало более возвышенных идей, чем идея этого всеобщего воздействия всего человеческого рода на самого себя, этой непрекращающейся жизни и стремления, этого усердного соревнования в давании и получении (самое благородное, что может выпасть на долю человека), этого всеобщего сцепления друг с другом бесконечного числа колес, общий двигатель которых — свобода, и прекрасной гармонии, возникающей из этого».
«О назначении ученого», Вторая лекция

Фихте  Иоганн
«Последняя и высшая цель человека — полное согласие (Ubereinstimmung) человека с самим собой и, — чтобы он мог находиться в согласии с самим собой, — согласование всех вещей вне его с его необходимыми практическими понятиями о них, понятиями, определяющими, какими они должны быть. Это согласие вообще есть то, что Кант называет высшим благом ... оно есть полное согласие разумного существа с самим собой...». «Совершенство — высшая недостижимая цель человека; усовершенствование до бесконечности есть его назначение... Таково назначение человека, поскольку он рассматривается изолированно, т. е. вне отношения к разумным существам, ему подобным».   
«О назначении ученого», Первая лекция 

Фихте  Иоганн
«Согласованность многообразия воедино, достигнутая посредством свободы, была бы самой верной и непреложной характерной чертой разумности в явлении".
«О назначении ученого», Вторая лекция

Шмаков Владимир
«Чем более развит человек, тем более сложным и грандиозным в его глазах является мир, тем сильнее он сознает величие своего призвания и грандиозность вложенных в него ресурсов. Вот почему путь познания есть, вместе с тем, путь самосоздания, которого конечная цель есть реализация потенций в открытой возможности»... «Как бы ни бежал от себя человек, как ни боялся бы он своей внутренней силы, своего внутреннего разума, пронзающего все деяния его, как бы ни боялся он цели далекой, как бы ни откладывал он достижения ее, все равно всегда он сознает, что вся его цель, все призвание его, весь его путь и все силы достижения всяческого в нем самом лежат, им самим же лишь могут быть вызваны к жизни, и лишь в себе же самом он найти конец всем исканиям сможет».
«Великие Арканы Таро»

Обратная связь


ГЛАВНАЯ "СМЫСЛЫ.RU"
 
ОБЩЕЕ О СМЫСЛАХ
О сайте "СМЫСЛЫ.RU"
О понятии "смысл"
Типы смыслов
Зачем искать смысл?
Где и как искать смысл?
"ФОРМУЛА СМЫСЛА"
 
ЧАСТНОЕ О СМЫСЛАХ
ВСЕЛЕННАЯ. Смысл существования объектов Вселенной
ЖИЗНЬ. Смысл жизни человека
СЧАСТЬЕ. Смысл счастья
СТРАДАНИЕ. Смысл страдания
ПОЗНАНИЕ. Смысл познания
ЛЮБОВЬ. Смысл любви
ТВОРЧЕСТВО. Смысл реализации и совершенствования
СВОБОДА. Смысл свободы
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Обратная связь. Вопросы и ответы.
Обратная связь. Мнения, предложения по содержанию и форме сайта (цитаты, ссылки, разделы и т.д.)
Электронные библиотеки, где можно найти цитируемые книги.
Персональная консультация
Ссылки по теме сайта СМЫСЛЫ.RU
Другие произведения авторов сайта
Скачать книгу
Карта сайта

СМЫСЛЫ.RUE-mail:smysly@mail.ru

При использовании материалов сайта ссылка на СМЫСЛЫ.RU обязательна