о смысле жизни человека и смысле существования того, что его окружает

"Но познание простых и вечных истин отличает нас от простых животных и доставляет нам обладание разумом и науками, возвышая нас до познания нас самих в Боге" (Лейбниц Г.В.)
Смысл реализации и совершенствования с точки зрения науки
  •  
Главная Смысл реализации и совершенствования с точки зрения науки
Смысл реализации и совершенствования с точки зрения науки

Гейзенберг Вернер
«В античные времена употребляли определение красоты как гармонии: различные части целого хорошо подходят и к самому целому, и друг к другу… "Частями целого" здесь являются свойства всех чисел и законы геометрических построений, в то время как само "целое" является фундаментальной системой математических аксиом, которая включает и арифметику, и евклидову геометрию, - то есть величественной структурой внутренних связей, обусловленных внутренней согласованностью этой аксиоматической системы. А нам дано воспринимать то, что отдельные части этой системы подходят друг к другу как действительно части этого единого целого. И мы без всяких колебаний и лишних размышлений - просто интуитивно - чувствуем полноту и простоту этой аксиоматической системы, чувствуем, насколько она прекрасна. Проблема красоты, таким образом, ассоциируется со старой проблемой противопоставления "единого" "многому", то есть проблемой, которая занимала - в тесной связи с проблемой "существование - становление" - центральное место в ранней греческой философии… Математическое соотношение может позволить объединить две части, первоначально независимые, в одно целое, причем объединение это приводит к красоте».
«Смысл и значение красоты в точных науках», Речь в Баварской академии изящных искусств, 1970

Гераклит
«Абсолютное, расходясь в себе, сходится с собою; единое, различаясь от себя, согласуется с собою, осуществляет гармонию в различии».  
цитата по Трубецкой С.Н. «Метафизика в древней Греции»

Дарвин Чарльз
«Любопытно созерцать густо заросший берег, покрытый многочисленными, разнообразными растениями с поющими в кустах птицами, порхающими вокруг насекомыми, ползающими в сырой земле червями, и думать, что все эти прекрасно построенные формы, столь отличающиеся одна от другой и так сложно одна от другой зависящие, были созданы благодаря законам, еще и теперь действующим вокруг нас. Эти законы, в самом широком смысле: Рост и Воспроизведение, Наследственность…, Изменчивость, зависящая от прямого или косвенного действия жизненных условий и от употребления и неупотребления, Прогрессия возрастания численности — столь высокая, что она ведет к Борьбе за жизнь и ее последствию — Естественному Отбору… . Есть величие в этом воззрении, по которому жизнь с ее различными проявлениями Творец первоначально вдохнул в одну или ограниченное число форм; и между тем как наша планета продолжает вращаться согласно неизменным законам тяготения, из такого простого начала развилось и продолжает развиваться бесконечное число самых прекрасных я самых изумительных форм».
«О происхождении видов путем естественного отбора»

Дарвин Чарльз
«Естественный отбор, или выживание наиболее приспособленного, не заключает в себе неизбежного прогрессивного развития, он только использует такие изменения, которые возникают и оказываются полезными для каждого живого существа в сложных условиях его жизни». 
«О происхождении видов путем естественного отбора»

Дарвин Чарльз
«К выбору того вида действий, который наиболее благотворен для вида, животное могут побуждать как страдание, например - боль, голод, жажда и страх, так и удовольствие, например - еда и питье, а также процесс размножения вида и пр., либо же сочетание того и другого, например - отыскивание пищи. Но боль или любое другое страдание, если они продолжаются долго, вызывают подавленность и понижают способность к деятельности, хотя они отлично служат для того, чтобы побудить живое существо оберегаться от какого-либо большого или внезапного зла. С другой стороны, приятные ощущения могут долго продолжаться, не оказывая никакого подавляющего действия; напротив, они вызывают повышенную деятельность всей системы. Таким образом, и произошло, что большинство или все чувствующие существа так развились путем естественного отбора, что приятные ощущения служат им привычными руководителями. Мы наблюдаем это в том чувстве удовольствия, которое доставляет нам напряжение - иногда даже весьма значительное - наших телесных и умственных сил, в удовольствии, которое доставляет нам каждый день еда, и особенно в том удовольствии, которое проистекает из нашего общения с другими людьми и из любви к членам нашей семьи. Сумма такого рода ставших обычными или часто повторяющихся удовольствий доставляет большинству чувствующих существ - я почти не сомневаюсь в этом - избыток счастья над страданиями, хотя многие время от времени испытывают немало страданий. Эти страдания вполне совместимы с верой в Естественный Отбор, действие которого несовершенно и который направлен только к тому, чтобы обеспечить каждому виду возможно больший успех в борьбе с другими видами за жизнь, борьбе, протекающей в исключительно сложных и меняющихся условиях».
«Воспоминания о развитии моего ума и характера»

Лейбниц Готфрид
«Хотя многие существа достигли уже совершенства, но из того, что непрерывное делимо до бесконечности, следует, что в бесконечной глубине вещей всегда остаются части как бы уснувшие, которые должны пробудиться, развиться, улучшиться и , так сказать, подняться на более высокую ступень совершенства и культуры».  
«О глубинном происхождении вещей»

Лейбниц Готфрид
«Все удовольствия содержат в себе определенное ощущение совершенства; но когда ограничиваются чувственными и какими-либо другими удовольствиями в ущерб большим благам, например здоровью, добродетели, единению с Богом, блаженству, то именно в этом лишении стремления к ним и состоит недостаток. Вообще совершенство позитивно, оно есть абсолютная реальность; недостаток же мешает, он проистекает лт ограничения и стремится к новым лишениям».
«Теодицея»

Лейбниц Готфрид
«Универсум не может быть совершенным, если при сохранении общей гармонии в нем не соблюдаются частные интересы. И в этом отношении нельзя было установить лучшего правила, как закон, утверждающий, чтобы каждый участвовал в совершенстве универсума и своим собственным счастьем, соразмерным его добродетели и воодушевляющему его доброму стремлению к общему благу, т.е. исполнению заповедей милосердия и любви к Богу».  
«О глубинном происхождении вещей»

Лейбниц Готфрид
«Что касается несчастий, которые постигают хороших людей, то можно сказать с уверенностью, что в конечном счете посредством их достигается еще большее благо; и это справедливо не только в теологическом, но и в физическом смысле. И можно утверждать, что бедствия, тягостные временно, в конечном счете благодетельны, поскольку они суть кратчайшие пути к совершенству». 
«О глубинном происхождении вещей»

Лейбниц Готфрид
«Мельчайшие части вселенной устроены согласно порядку наибольшего совершенства; иначе целое не существовало бы».
соч. в 4-х т., т.3, с. 124

Лейбниц Готфрид  
«Наивысшее счастье, каким бы блаженным созерцанием или познанием Бога оно ни сопровождалось, никогда не будет полно, ибо Бог в силу своей бесконечности никогда не может быть познан вполне. Таким образом, наше счастье никогда не будет и не должно состоять в полном удовлетворении, в котором более нечего было бы желать и которое притупило бы наш дух; оно состоит в непрестанном переходе к новым радостям и новым совершенствам».
«Начала природы и благодати, основанные на разуме»

Ньютон Исаак
«Природа ничего не делает напрасно, а было бы напрасным совершать многим то, что может быть сделано меньшим. Природа проста, и не роскошествует излишними причинами вещей».
«Математические начала натуральной философии», книга 3

Ньютон Исаак
«Природа весьма согласна и подобна в себе самой».
«Оптика», вопрос 31

Ньютон Исаак
«От слепой необходимости природы, которая повсюду и всегда одна и та же, не может происходить изменения вещей. Всякое разнообразие вещей, сотворенных по месту и времени, может происходить лишь от мысли и воли существа необходимо существующего. Иносказательно лишь говорится, что бог видит, слышит, говорит, смеется, любит, ненавидит, желает, дает, принимает, радует, гневается, борется, изготовляет, созидает, строит, ибо всякая речь о боге складывается по подобию дел человеческих, конечно не совершенному, а лишь частному».
«Математические начала натуральной философии», 3 книга

Планк Макс 
«Природа, по-видимому, отдает "предпочтение" определенным состояниям. Необратимое увеличение энтропии описывает приближение системы к состоянию, неодолимо "притягивающему" ее, предпочитаемому ей перед другими, - состоянию, из которого система не выйдет по "доброй воле". В природе невозможны те процессы, при которых природа дает меньшее предпочтение конечному состоянию, чем начальному».
«Единство физической картины мира»

Циолковский Константин Эдуардович
«Нельзя отрицать, что атому невыгодно существование в космосе несовершенных животных, вроде наших обезьян, коров, волков, оленей и проч. А также невыгодно существование несовершенных людей или подобных им существ во вселенной. Нельзя отрицать, что все разумные существа дойдут до сознания этой мысли, не допускающей несовершенства в космосе. Нельзя отрицать, что совершенное сильнее несовершенного и поэтому, побуждаемое истинным эгоизмом, ликвидирует безболезненно все несовершенное и страдальческое. Самозарождение же будет допускаться очень редко для обновления и пополнения регрессирующей высшей жизни. Такова может быть мученическая и почетная роль Земли. Нельзя отрицать, что болезненное пресечение жизни несовершенных родов выгодно атому, т.е. всему живому и мертвому…. Разве можно сомневаться, что на одной из планет жизнь достигает такого могущества и совершенства, которое нам людям трудно представить. Оно позволяет им одолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной. Результатом этого будет распространения совершенства и господства разума по всему космосу… Космос содержит только радость, довольство, совершенство и истину».
«Монизм вселенной»

Циолковский Константин Эдуардович
«Первое, что мы можем сказать о причине, это то, что она не только нечто высшее Вселенной, но и то, что она не имеет ничего общего с веществом... Ошибка была в том, что только часть Вселенной принималась за причину явлений (например, Солнце, Земля, человек и т.п.), между тем как ясно, что весь космос обуславливает нашу жизнь… Это сознание привело к пантеизму. За причину всего совершающегося принята сама Вселенная. Дальнейшие изыскания о причине космоса, думают пантеисты, бесплодны… Но тут возникают вопросы. Отчего же Вселенная дала добро, а не зло, отчего она такая, а не другая!... Поэтому самые мудрейшие из людей сочли за нашего властителя и повелителя то, что ведет всех люде и всех других существ к счастью, довольству, сознанию и вечности. Мы говорим про мысли, правила и законы, ведущие все живое (а ведь все живо) к прочному и нескончаемому удовлетворению. Одни принимали за такую основную идею любовь к человечеству, другие – любовь и милосердие ко всему земному и небесному, к каждому атому или его части... Так и мы не будем подобны неразумным животным или ограниченным и невежественным людям и разберем, насколько хватит нашего ума и знаний, свойства причины. Она есть, потому что существует Вселенная». 
«Причина космоса»

Циолковский Константин Эдуардович
«Живое существо есть союз других существ, более простых, например, клеточек. И клеточка только союз сложных «мертвых» материй. И всякая «мертвая» материя есть союз из 90 металлов, газов и жидкостей. И эти последние – союз водородных атомов. А водородный атом – союз неизвестных элементов природы. Где же истинное начало жизни? Где первобытный гражданин Вселенной? Конечно, это атом, или его более первобытная неизвестная часть. Есть ли это электрон или атом эфира, - неизвестно... Распадение союза или смерть животного есть только разрушение союза, разброд членов, который не сопровождается смертью граждан, т.е. атомов… Союзы разрушаются (смерть), но снова возникают (рождение). Разрушение не уничтожает граждан, но они продолжают вести жизнь, только более простую, пока не вступят в новый союз».
«Научная этика»

Чижевский А.Л. 
«Если я спросил себя: зачем, почему все существует? - значит я могу дать на это ответ - правда далеко не сразу…Нельзя отрицать основного свойства материи - "желания жить" и, наконец, после миллиарда лет, - познавать… Нужна ли природе мозговая материя и мысль человека?... Раз в природе существует мозговой аппарат человека, а для этого природе понадобились миллиарды лет, значит, он природе необходим, а не является только возникшим в результате долгой борьбы (пусть случайной, а не направленной) природы... Материя через посредство человека не только восходит на высший уровень своего развития, но и начинает мало-помалу познавать самое себя!... Природа шла к этой победе неуклонно, сосредоточив все свои грандиозные возможности в молекулярно-пространственной структуре микроскопических зародышевых клеток... И вот, когда разум (или материя) узнает все, самое существование отдельных индивидов и материального или корпускулярного мира он сочтет ненужным и перейдет в лучевое состояние высокого порядка, которое будет все знать и ничего не желать, то есть в то состояние сознания, которое разум человека считает прерогативой богов. Космос превратиться в великое совершенство».
«Теория космических эр», Беседы с Циолковским К.Э.

Обратная связь


ГЛАВНАЯ "СМЫСЛЫ.RU"
 
ОБЩЕЕ О СМЫСЛАХ
О сайте "СМЫСЛЫ.RU"
О понятии "смысл"
Типы смыслов
Зачем искать смысл?
Где и как искать смысл?
"ФОРМУЛА СМЫСЛА"
 
ЧАСТНОЕ О СМЫСЛАХ
ВСЕЛЕННАЯ. Смысл существования объектов Вселенной
ЖИЗНЬ. Смысл жизни человека
СЧАСТЬЕ. Смысл счастья
СТРАДАНИЕ. Смысл страдания
ПОЗНАНИЕ. Смысл познания
ЛЮБОВЬ. Смысл любви
ТВОРЧЕСТВО. Смысл реализации и совершенствования
СВОБОДА. Смысл свободы
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Обратная связь. Вопросы и ответы.
Обратная связь. Мнения, предложения по содержанию и форме сайта (цитаты, ссылки, разделы и т.д.)
Электронные библиотеки, где можно найти цитируемые книги.
Персональная консультация
Ссылки по теме сайта СМЫСЛЫ.RU
Другие произведения авторов сайта
Скачать книгу
Карта сайта

СМЫСЛЫ.RUE-mail:smysly@mail.ru

При использовании материалов сайта ссылка на СМЫСЛЫ.RU обязательна