о смысле жизни человека и смысле существования того, что его окружает

"Но познание простых и вечных истин отличает нас от простых животных и доставляет нам обладание разумом и науками, возвышая нас до познания нас самих в Боге" (Лейбниц Г.В.)
Смысл свободы с точки зрения философии
  •  
Главная Смысл свободы с точки зрения философии
Смысл свободы с точки зрения философии

Бердяев Николай Александрович
«Свобода, осознанная исключительно формально, без цели и содержания, есть ничто, пустота и небытие...   Подлинная свобода есть выражение космического (в противоположность хаотическому) состояния вселенной, ее иерархической гармонии, внутренней соединенности всех ее частей...  Любовь есть содержание свободы, любовь – свобода нового Адама, свобода восьмого дня творения». 
«Смысл творчества»

Бердяев Николай Александрович
«Нераскрытость  антропологической истины в христианстве привела к возникновению антропологии гуманистической, созданной по произвольному почину самого человека и в формальной реакции против религиозного сознания средних веков... Человек должен был пройти через богооставленность. Гуманизм – необходимый опыт человечества. Человек должен был быть отпущен  на свободу в природный мир, и человеческая жизнь должна была быть  секуляризирована.  Человек как необходимая часть природного мира захотел свободы и самостоятельности,  субъективно и произвольно поставил себя целью в природе. Гуманизм и есть идеология природного, зависимого человека. В гуманизме чувствуется  это восстание раба, плебейство духа. Гуманистическое сознание не хочет знать  высокого происхождения человека и высокого его назначения. Гуманистическое сознание не сыновно Богу. Гуманизм  послушен  факту рабства человека у природного мира... Гуманизм постепенно отпадает от всякого богосознания и обоготворяет человека и человеческое. Но гуманизм не знает человека как образа и подобия  Божьего, ибо не хочет знать Бога, не знает человека  как свободного духа, ибо он во власти природной необходимости».
«Смысл творчества»

Бердяев Николай Александрович 
«Если бы в бытии все было несотворенным, предвечно данным, то сама идея творчества не могла бы зародиться в мире...  Сама идея творчества возможна лишь потому, что есть Творец, и что был совершен им оригинальный творческий акт, в котором стало сущим небывалое, не вытекающее ни из чего  предшествующего, не отнимающее и не убавляющее абсолютной мощи Творца. Творческий акт творит не из природы творящего, через убывание сил творящего, переходящих  в иное состояние, а  из ничего...  Творческая прибыль рождается из свободы творящего. Это – абсолютный прирост к самому Божеству...  В Боге есть трагический недостаток, который восполняется великой прибылью – рождением человека в Нем. Мистики учили о тайне рождения Бога в человеке. Но есть иная тайна, тайна рождения человека в Боге. Есть зов человека, чтобы Бог в нем родился». 
«Смысл творчества»

Бердяев Николай Александрович
«Творческий акт предполагает моноплюрализм, т.е. допущение множества свободных и самостоятельных существ наряду с Существом Божьим. Вопрос совсем не в том, что мир и человек внебожественны, а в том, что каждое лицо, каждое существо имеет бытие свободное и самостоятельное».  
«Смысл творчества»

Пико дела Мирандола 
«И сказал Бог Адаму: "О, Адам, Мы не дали тебе ни истинного местопребывания, ни свойственного тебе облика, ни соответствующей тебе обязанности: ты получишь и сохранишь то местопребывание, тот образ, то занятие, какие сам изберешь, по собственному желанию. Природа, законченная в остальном, принудила тебя оставаться в рамках предписанных Нами законов, но ты, не побуждаемый ровно никакими стремлениями, сам, по собственному суждению, предпишешь себе свой закон, во власть которого Я поставил тебя. Я поставил тебя в средине мира, чтобы ты лучше мог наблюдать оттуда за всем тем, что происходит в этом мире. А для того, чтобы ты сам, как бы свободный и почтенный пластик и скульптор, мог нарядить себя в такую форму, в которой ты лучше всего выглядел бы, Я не создал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным. Ты можешь выродиться в низшее существо, к которому принадлежит животное, но в то же время, по твоей собственной воле, ты можешь и возродиться до Существа Высшего, к Коему принадлежит Божество». 
«Речь о достоинстве человека»

Соловьев Владимир Сергеевич
«Развиваться ва собственном смысле этого слова могут только организмы, то есть единые существа, содержащие в себе множественность элементов, внутренне между собой связанных». «Любое развитие предполагает наличие трех общих необходимых моментов, а именно: известное первичное состояние, от которого оно начинается; другое известное состояние, которое есть цель, и ряд промежуточных состояний, как переход… Первое состояние есть смешение или внешнее единство; здесь члены организма связаны между собой чисто внешним образом. В третьем, совершенном состоянии, они связаны между собой внутренне и свободно…, поддерживают и восполняют друг друга в силу своей внутренней солидарности; но это предполагает их предшествовшее выделение или обособление, ибо они не могли бы войти во внутреннее, свободное единство как самостоятельные члены организма, если бы прежде не получили эту самостоятельность через обособление…»  «В организме каждый член его имеет необходимое свое различие или особенность, и это приводит к такому состоянию, в котором каждый элемент уравновешивает все остальные не как одна единица против других единиц, равных ей, а сообразно своему характеру и значению… Таким образом, необходимо получается не механическое равновесие, а внутреннее органическое единство».  
«Философские начала цельного знания»

Спиноза Бенедикт
«Человеческую свободу я определяю следующим образом: она есть прочное существование, которое наш разум получает благодаря непосредственному соединению с Богом, с тем чтобы вызвать в себе идеи, а вне себя - действия, согласующиеся с его природой».
«Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье»

Фихте  Иоганн
«Если бы вся цель нашего существования заключалась в том, чтобы осуществить некоторое земное состояние нашего рода, то нужен был бы только безошибочный механизм, который определил бы наше внешнее поведение, и нам не нужно было бы быть не чем иным, как хорошо прилаженными колесиками всей машины. Свобода была бы тогда не только бесполезна, но даже мешала бы достижению цели; добрая воля была бы совершенно лишней. Мир был бы тогда устроен крайне неискусно и шел бы к своей цели с излишними затратами и по окольным путям. И ты, могучий мировой Дух, предпочел бы взять от нас ту свободу, которую ты лишь с трудом и посредством разных приспособлений заставляешь служить своим планам; тогда ты просто принудил бы нас поступать так, как мы должны поступать ради твоих планов! Тогда ты кратчайшим путем пришел бы к своей цели, как это тебе мог бы объяснить ничтожнейший из обитателей твоих миров. Но я свободен, и потому такая зависимость причин и следствий, в которой свобода абсолютно излишня и бесцельна, не может исчерпать всего моего назначения. Я должен быть свободным, ибо не механически вызванное деяние, но свободное ограничение свободы исключительно ради повеления, а не ради какой-либо другой цели — так говорит нам внутренний голос совести — оно одно образует истинную нашу ценность».
«Назначение человека»

Фихте  Иоганн 
«Согласованность многообразия воедино, достигнутая посредством свободы, была бы самой верной и непреложной характерной чертой разумности в явлении».
«О назначении ученого» Вторая лекция

Эпиктет
«Свободным человеком бывает только тот, с которым случается все так, как он того хочет. Но значит ли это, что с ним непременно случится все то, что ему вздумается? Нисколько. Ведь грамота, например, научает нас писать буквами и словами все, что мы захотим; но для написания хоть своего имени я не могу писать такие буквы, какие мне вдумаются: этак я никогда не напишу своего имени. А я должен пожелать писать именно такие буквы, какие нужны, и в том порядке, который нужен. Мы никогда ничему не научились, если бы делали так, как только нам вздумается. Значит, для того чтобы быть свободным человеком, не следует желать зря всего того, что только придет в голову. Напротив того, свободный человек должен выучится хотеть и соглашаться со всем тем, что с ним случается».
«В чем наше благо?»

Обратная связь


ГЛАВНАЯ "СМЫСЛЫ.RU"
 
ОБЩЕЕ О СМЫСЛАХ
О сайте "СМЫСЛЫ.RU"
О понятии "смысл"
Типы смыслов
Зачем искать смысл?
Где и как искать смысл?
"ФОРМУЛА СМЫСЛА"
 
ЧАСТНОЕ О СМЫСЛАХ
ВСЕЛЕННАЯ. Смысл существования объектов Вселенной
ЖИЗНЬ. Смысл жизни человека
СЧАСТЬЕ. Смысл счастья
СТРАДАНИЕ. Смысл страдания
ПОЗНАНИЕ. Смысл познания
ЛЮБОВЬ. Смысл любви
ТВОРЧЕСТВО. Смысл реализации и совершенствования
СВОБОДА. Смысл свободы
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Обратная связь. Вопросы и ответы.
Обратная связь. Мнения, предложения по содержанию и форме сайта (цитаты, ссылки, разделы и т.д.)
Электронные библиотеки, где можно найти цитируемые книги.
Персональная консультация
Ссылки по теме сайта СМЫСЛЫ.RU
Другие произведения авторов сайта
Скачать книгу
Карта сайта

СМЫСЛЫ.RUE-mail:smysly@mail.ru

При использовании материалов сайта ссылка на СМЫСЛЫ.RU обязательна